Нужно ли учитывать западные стандарты в формировании системы обучения в российских вузах?

В истории России еще со времен Александра I начался так называемый спор «западников и славянофилов», который продолжается и до сих пор. Так, одни считали, что у России свой собственный путь развития, и ей не следует перенимать традиции запада, у других же была совершенно противоположная точка зрения. И в наше время остро стоит вопрос, стоит ли учитывать западные стандарты во всех сферах жизни общества, особенно в образовании. Что собственно мы подразумеваем под понятием «западные стандарты обучения»? В эту категорию входит совокупность мероприятий западной системы образования, некоторые из которых помогают увеличению эффективности обучения.

Международная конкуренция в образовании

В настоящее время образование в России вышло за пределы национальных границ, возникла так называемая «международная конкуренция в образовании», именно поэтому российские вузы должны учитывать международные стандарты образования, наряду с соблюдением и сохранением преимуществ собственных исторических стандартов, чтобы выпускники вузов могли получить качественное образование, которое будет признаваться во всем мире. Однако не менее важно перенимать только эффективные элементы зарубежного образования, которые прижились бы в нашей стране и подходили бы менталитету россиян. А бездумное копирование может привести еще к более сильным проблемам, явный пример этому ЕГЭ, которое в условиях российской действительности не только неэффективно, но и прямо противоположно.

Стандарты обучения

Несомненно, что использование некоторых западных стандартов обучения может помочь сделать организацию учебного процесса наиболее эффективной. Например, модульная система обучения, которая подразумевает освоение одновременно одной или нескольких дисциплин, при этом несколько модулев могут быть организованны одновременно, однако принципиально важным в такой системе является временная ограниченность каждого модуля (от 1 до 3 месяцев), а в конце каждого модуля проводятся экзамены, что позволяет равномерно распределять нагрузку в течение всего учебного года. Кроме того, необходимо увеличение количества часов самостоятельной работы, в виде различных проектов, эссе и т.д., ведь именно метод «проб и ошибок» дает студенту гораздо более глубокое понимание, чем простое конспектирование материала. Именно такие элементы системы образования используются в западных университетах, что помогает рационально распределять время занятий и нагрузку.

Не менее важным является то, что некоторые из уже воплощенных в российских вузах иностранных стандартов успешно работают. Собственно, один из них мы видим и у нас в вузе – рейтинг, который используется во многих странах мира. Фактически он является единой системой оценок и представляет собой совокупность определенных баллов, которые складываются из посещения лекций, работы на семинарах, выполнения некоторых самостоятельных работ. Именно такая система оценки позволяет наиболее эффективно оценить каждого студента, учитывать его постоянную работу, а не только итоговую оценку на экзамене. Еще одним воплощенным стандартом является свобода выбора студентом некоторых курсов. Так, несколько вузов России предоставляют своим студентам право самостоятельно выбирать как основные, так и дополнительные курсы, соответствующие их интересам, что помогает получению более глубокого знания по определенному предмету. Эти вузы являются одними из самых передовых, что, несомненно, поднимает их образовательный статус, как в России, так и за рубежом.

Приведенные аргументы позволяют убедиться в том, что некоторые западные стандарты обучения нужно учитывать в формировании системы обучения в российских вузах.

Редакция "Учисьучись.рф"

Поделиться

Ссылки по теме:

Читайте также

Комментарии

Оставить комментарий

Необходимо авторизоваться!