Алгоритм работы над сочинением

Сейчас многие скажут- зачем план! И без него хорошо получится. Но вот учителя требуют зачем-то… И не случайно требуют! Ведь самой частой ошибкой выпускников становится именно отвлечение от темы, а там и неимение параллели текстом, который предлагается в задании. Учителя потому и говорят - без грамотно составленного плана не будет толкового сочинения. А значит и достойной оценки ваших трудов…

Кто-то даже подсчитал, что минута, которая уйдет на план, сэкономит 10мин. на сочинении. И вообще, разбивание большой задачи на несколько поменьше облегчает процесс, помогает структурировать работу. Составив четкий план, вы во врем сочинения не собьетесь никуда ни на шаг.

План сочинения

Итак, план, который обычно строится на трех момента:

  • введение (то, что дано, надо сформулировать тему, поговорить об эпохе, фактах из биографии писателя, о теме, глобально поднятой им),
  • основная часть (в которой надо доказать, то, что требуется; стройте рассуждения, начав с примера, потом свои мысли приведите, которые или подтверждают что-то, или опровергают справедливость идеи);
  • заключение (собственно то, что и надо доказать; делайте это нестандартно, приводя цитаты, афоризмы, какой-то риторический вопрос и пр.).

Идеальным может быть такой план: введение, постановка проблемы, комментарий к ней, автора и своя позиция, литературный и другие аргументы, наконец, заключение. То есть желательно 8 абзацев сделать в сочинении объемом не менее 150 слов. А еще лучше - 300-400, больше не надо – не по нраву проверяющим «простыни».

Работа над сочинением

А теперь – о том, в каком порядке надо работать над сочинением. Собственно, сам план должен состоять из нескольких действий. Каких? Давайте разберем, что надо сделать:

  1. Действие 1: надо внимательнейшим образом почитать формулировку темы.
  2. Действие 2: выделите в теме «опорное» слово, либо фразу, которая содержит ключевой смысл.
  3. Действие 3: сформулируйте кратко тему, но своими словами.
  4. Действие 4: подумайте над темой, задавшись вопросом - что бы я сказал по этому поводу, что могу сказать?
  5. Действие 5: нужно попробовать 1-2 предложениями дать ответ на этот вопрос; запишите в черновик или туда, где легко потом посмотреть и продолжить работу; они могут послужить началом ваших рассуждений, акроме того стать вступительной частью сочинения.
  6. Действие 6: попробуйте к своим этим тезисам отнестись по-другому, заняв противоположную; как будто вы говорите со своим оппонентом, начните разговор и докажите ему, что ваши суждения верны.
  7. Действие 7: припомните те примеры из книг, которые реально помогут вам доказать это.
  8. Действие 8: попробуйте выстроить логическую последовательность доказательств, приведенных как аргумент.
  9. Действие 9: запишите аргументы свои и составьте план сочинения.
  10. Действие 10: в черновике попробуйте изложить свои мысли связно и убедительно.
  11. Действие 11: вернувшись к началу рассуждений,сравнивайте первые свои мысли и те, что в ходе рассуждения и обращение к литературным произведениям посетили вас; сделав выводы, запишите их; это и станет заключительной частью сочинения.
  12. Действие 12: проверив все, что вы написали только что, перепишите в чистовик; желательно, чтобы не было ошибок ни с пунктуацией, ни с орфографией; в крайнем случае, после еще одной вычитки и нахождения ошибки, исправьте ее.

Помните, что аргументирование своей личной позиции, а не позиции автора, играет порой решающую роль при оценке сочинения.

Поделиться

Ссылки по теме:

Читайте также

Комментарии

Оставить комментарий

Необходимо авторизоваться!