ФГОС. Начальная школа

Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка, связанный с изменением основной деятельности. Именно здесь должны быть сформированы у школьника основы умения учиться и способности к организации своей деятельности, начинает становиться основы гражданской идентичности и мировоззрения. Для помощи в этом в правительстве приняты и действуют федеральные государственные образовательные стандарты первого уровня общего образования – начального (1 - 4 кл.). Они призваны обеспечить  государственные гарантии уровня и качества образования каждого ребенка на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Стандарты для малышей

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,  утвержденный Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования и, помимо прочего, учитывает также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

  • центральные психологические новообразования, формируемые на данномуровне образования: словесно­логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково­символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
  • развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно­познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

Стандарт является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, независимо от формы получения образования и формы обучения, устанавливает сроки обучения: четыре года, а для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при обучении по адаптированным основным образовательным программам начального общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, срок обучения может быть увеличен, но  не более чем на два года.

При этом, начальное общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в очной, очно-заочной или заочной форме, так и вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Допускается также сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Форма обучения

Форма получения начального общего образования и форма обучения по конкретной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения начального общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (см. ч. 4 статьи 63 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации».

Стандарт также, помимо прочего,  устанавливает единые требования к основной образовательной программе начального общего образования и к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования.

ынелод

Чему учить самых маленьких?

08 апреля 2015 года решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию при Минорбнауки России одобрена Примерная основная образовательная программа начального общего образования (далее - ПООП НОО), которая определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при полученииначального общего образования. При разработке учтены материалы, полученные в ходе реализации Федеральных целевых программ развития образования последних лет.

На основе ПООП НОО разрабатывается основная образовательная программа начального общего образования образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию, с учётом типа этой организации, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений. При этом разработка основной образовательной программы начального общего образования осуществляется самостоятельно с привлечением органов самоуправления (совет организации,  попечительский совет, управляющий совет и др.), обеспечивающих государственно­общественный характер управления образовательной организацией.

Стандарт предусматривает обучение ребенка 6-11 лет филологии (русский язык. родной язык, литературное чтение, литературное чтение на родном языке, иностранный язык в части приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей), математике и информатике (использованию начальных математических знаний, овладению основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, записи и выполнению алгоритмов, приобретению начального опыта применения математических знаний для решения учебных задач, умению выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, решать текстовые задачи, умению действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, приобретению первоначальных представлений о компьютерной грамотности), обществознанию и естествознанию (обучение пониманию особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы, уважительному отношению к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе и современной жизни, осознанию целостности окружающего мира, освоению основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде, освоению доступных способов изучения природы и общества, развитие у ребенка  навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире), основам религиозных культур и светской этики (обучение пониманию значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества, осознанию ценности человеческой жизни, формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России), искусству (изобразительное искусство и музыка), технологии (получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии, приобретение навыков самообслуживания; обучение овладению технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности), физической культуре.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

 фегл

ФГОС на индивидуализацию

Ученики, родители, администрация школы, муниципалитеты могут принимать решения, как учить в каждой конкретной школе и в каждом конкретном классе. Плохо это или нет? Скорее это хорошо, поскольку XXI век — это век индивидуализации, и чем дальше, тем больше — в этом моя гипотеза — мы должны будем индивидуализировать и обучение, и различные услуги, которые человеку оказываются, и всё, что окружает человека. В этом смысле, мне кажется, мы сделали путём введения этих стандартов (ФГОСов)  большой шаг вперёд. Я знаю, что есть много разных мнений, в том числе полярных, разных вопросов, недовольства, претензий, точек зрения. Могу сказать следующее. Стандарты вводятся с 2020 года, а до этого времени отдельные школы или даже отдельные регионы могут их вводить, но не обязаны. Мы будем поддерживать эти эксперименты с единственной целью: апробировать стандарты и посмотреть, как реально они работают» - из интервью радиостанции «Эхо Москвы» министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова в июле 2012 года.

Стандарты войдут в жизнь детей с ограниченными возможностями

Жизнь не стоит на месте.  Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 утвержден и вводится в действие с 1 сентября 2016 года Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, который представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Предметом регулирования указанного Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами. АООП НОО обучающихся  разрабатываются на основе настоящего Стандарта с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.

 

Редакция «УчисьУчись.рф»

Поделиться

Ссылки по теме:

Читайте также

Комментарии

Оставить комментарий

Необходимо авторизоваться!