Наставник малышей видит больше родителей или ФГОС для младших классов

Федеральные государственные образовательные стандарты регулируют практически каждый аспект, связанный с образованием – от составления конспекта и техкарты урока, о которых мы уже писали, до норм по всевозможным предметам. Разумеется, не обошли стороной и определение критериев правильной и успешной работы учителя младших классов – профессиональный стандарт «Педагог» используется работодателями с 1 января прошлого 2015 года.

Научить учиться

Выражаясь официально, учитель младших классов должен «осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС». Но что это значит? Конечно, главной «функцией» любого педагога является исполнение различных учебных дисциплин в рамках основной программы. То есть это самое банальное планирование и, собственно, проведение занятий. Однако мы говорим про учителей младших классов, а на их плечи возложена особая миссия.

Прежде всего, они должны сформировать у детей мотивацию к обучению, так называемую социальную позицию обучающихся – и желательно такую, чтобы ее хватило и на все последующие годы. В дополнение к этому идет и развитие метапредметных компетенций – педагог должен буквально научить ребенка учиться.

Учителю начальной школы непременно нужно учитывать, что дети в это время переходят от игрового типа деятельности к учебному. Не всем это дается легко, поэтому следует оценивать достижения и, главное, возможности школьников и корректировать учебный процесс согласно получаемым данным. Также нельзя забывать про своеобразие особенностей развития мальчиков и девочек.

Что же входит в обязанности педагога?

Педагог младших классов – это не просто учитель, но и няня, и психолог, и консультант для родителей. Выполняя все эти функции, постоянно взаимодействуя с мамами и папами детей, нужно не запускать и сам процесс образования – ведь педагог занимается постановкой и организацией решения различных учебных задач, в которых должен соблюдаться баланс предметной и метапредметной составляющей. Другими словами, задания должны быть направлены как на развитие умственное, так и личностное.

Также учитель отвечает за формирование познавательной активности, инициативы, самостоятельности детей, их гражданской позиции. Следует уделять время и творческим способностям обучающихся, их трудоспособности и другим качествам.

ФГОС

Учитель как психолог

В любом классе часто оказываются самые разные дети – среди них могут быть и одаренные, и попавшие в трудные ситуации, и социально уязвимые, и дети-сироты. В зависимости от школьной политики могут встречаться дети-мигранты, а также дети с особыми образовательными потребностями и другие категории школьников.

В любом случае учитель младших классов зачастую быстрее родителей отмечает специфику развития ребенка – его поведенческие, личностные проблемы. Объясняется это знанием специальных методов диагностики и психолого-педагогических технологий. Ввиду этого педагогу крайне важно, во-первых, создавать комфортную и безопасную образовательную среду, а, во-вторых, уметь оказывать действенную помощь обучающимся.

Для осуществления этого нужно консультироваться как с другими специалистами, так и с родителями детей, разрабатывать индивидуальные программы, проводить коррекционно-развивающую работу.

Важно знать!

Выполнение всех поставленных перед учителем младших классов задач невозможно без определенных знаний. Главным образом – это знание основных и, что особенно значимо, актуальных теорий обучения детей младшего школьного возраста, а также их воспитания и развития. Нужно понимать, что современные школьники существенно отличаются от школьников прошлых лет, поэтому и методы работы с ними должны отвечать требованиям наших дней.

Не обойтись и без знания ФГОС, содержания основных программ образования, дидактических основ и основ психологии, которые используются в процессе учебно-воспитательской деятельности. Все это – необходимая теория, которая применяется на практике с учетом тех или иных особенностей детей, а также условий конкретного региона, в котором реализуется образовательная программа.

И очень важно помнить: дети – тоже люди. Поэтому при осуществлении и координации учебного процесса в начальной школе необходимо соблюдать как правовые, так и нравственные и этические нормы, нужно соответствовать стандартам профессиональной этики.

Редакция "Учисьучись.рф"

Поделиться

Ссылки по теме:

Читайте также

Комментарии

Оставить комментарий

Необходимо авторизоваться!