Интеграция на уроках русского языка и литературы

Современные подходы в обучении предусматривают метапредметность, изучение явлений, предметов в тесной взаимосвязи, то есть в своей целостности, имеющей отношение к областям различных наук. Таким образом, одним из эффективных способов совершенствования процесса обучения является интеграция на уроках. Благодаря ей, обучающиеся учатся мыслить не только в рамках закономерностей одной учебной дисциплины, но и в системе межпредметных связей. Это создает условия для развития творческого мышления у обучающихся, позволяет им успешно усваивать знания по нескольким предметам одновременно. Такое овладение знаниями воссоздает целостность мировосприятия ученика.

Как используется интеграция на уроках русского языка и литературы?

При преподавании русского языка и литературы невозможно представить обучение этим предметам по отдельности, без тесной взаимосвязи, точно так же, как освоение литературы и русского языка в отрыве от различных видов искусства - музыки, живописи. Трудно представить изучение литературных произведений в отрыве от знаний об исторических эпохах, о географических особенностях той местности, где происходит действие в произведении.

Поэтому учителя-словесники практикуют интегрированные уроки русского языка и литературы с использованием

  • культурологического контекста
  • обращением к историческим эпохам
  • к литературоведческим комментариям
  • к информации об искусстве
  • развитии философской мысли
  • лингвистики в определенную историческую эпоху

Только в этаких условиях обучающийся сможет получить в общем целостную картину изучаемого процесса, явления, произведения. Обучающийся, получающий информацию в таком контексте, впоследствии будет прекрасно ориентироваться в культурном окружении, более глубоко воспринимать картину окружающего мира и понимать особенности создания художественных образов писателями и поэтами в своих произведениях.

История, философия, живопись в одном контексте с литературой

Каждый урок литературы очень сложно представить без интеграции. Начиная знакомство с жизнью и творчеством любого писателя или поэта, мы знакомимся и с эпохой, в которую он жил и создавал свои произведения. А влияние эпохи на творчество писателя можно проследить, зная, какие исторические события происходили в это время в мире и стране. Невозможно говорить о мировоззрении писателя и об идеалах его героев без связи их с развитием философской мысли в эпоху жизни автора. Так, например, взгляды нигилиста Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» нельзя анализировать без обращения к философским поискам И.Канта. А взгляды Л.Н.Толстого в романе-эпопее «Война и мир» оказываются очень близки и воззрениям декабристов, и христианской морали.

Очень важным оказывается и обращение к мнениям современников писателя, например, каким могли видеть писателя или поэта художники, его современники, и каким видят его живописцы наших лет.

Например, изучая лирику поэтов Серебряного века, нельзя не обратиться к эпохе, в каких условиях создавались многие из произведений, какие исторические потрясения пришлось им пережить, какие тяжкие испытания выпали на их долю. Именно поэтому во многих стихах мы слышим тот душевный надрыв, который передает чувства отчаяния, одиночества, утраты, оторванности от родины.

Суть личности героя литературного произведения, пейзажи, лирические отступления доступнее воспринимаются детьми, если мы сопровождаем их репродукциями картин известных художников, музыкальными произведениями к данным романам или повестям. Поэтому интеграция на уроках словесности является неотъемлемой частью процесса обучения.

Поделиться

Ссылки по теме:

Читайте также

Комментарии

Оставить комментарий

Необходимо авторизоваться!