Школьники разных возрастов общаются и дружат по-разному. Как помочь ребенку наладить хорошие отношения с одноклассниками и найти друзей?
Переступая порог школы, жизнь ребенка меняется коренным образом – у него теперь другой статус, новые обязанности, формируются новые представления о себе как об ученике, трансформируется содержание и продолжительность общения со сверстниками.
Первый и второй класс (6-8 лет)
Дети так увлечены новой деятельностью, что почти не замечают одноклассников и иногда даже не могут ответить на вопрос: «Кто сидит с тобой за одной партой?». В этот период на первый план выходит общение с учителем. Его роль огромна, в глазах учеников он всемогущ, для каждого ребенка очень важно получить одобрение и положительную оценку. Этим объясняется и эпидемия «ябедничества» в начальной школе.
Общение же с ровесниками пока носит ситуативный характер и основано на случайных житейских обстоятельствах или интересах – живут в одном дворе, сидят за одной партой, ходят вместе на кружок. Друг для ребенка – это тот, кого они чаще всего видят, а сама дружба носит временный характер, возникает быстро и так же быстро может исчезнуть.
Дети этого возраста тяготеют к общению с ровесниками, которые обладают такими качествами:
- принадлежат к активу класса;
- хорошо учатся;
- имеют опрятную внешность;
- с удовольствием делятся вещами, угощают одноклассников.
Дети, которых плохо принимают в компанию, как правило, обладают одним или несколькими из перечисленных качеств:
- неопрятны;
- капризны;
- замкнутые и молчаливые;
- неохотно делятся;
- отстают в учебе.
Поскольку дети оценивают друг друга глазами взрослого, то и дружба в классе во многом зависит от профессионализма учителя, от его умения корректно делать замечания, акцентировать внимание детей на позитивном качестве каждого ученика. Моральные принципы дружбы также задаются взрослыми – родителями и учителем. Поэтому если вы чувствуете, что у ребенка возникают затруднения в общении с одноклассниками или его отвергают, будьте готовы не только проявить поддержку, но и эффективно сотрудничать с учителем.
Чтобы ребенку было легко наладить взаимоотношения в классе:
- читайте с ребенком сказки и рассказы о дружбе, обсуждайте события и мотивы поступков главных героев
- учите его понимать и называть свои чувства и чувства других людей, это развивает эмпатию, способность сопереживать
- кладите ребенку в рюкзак лишнее яблоко или карамельку со словами «вдруг захочешь с кем-то поделиться»
- приучите ребенка следить за тем, чтобы у него была запасная ручка, карандаш – не только чтобы воспользоваться самому, но и выручить товарища при необходимости
- не характеризуйте в негативном ключе при ребенке его одноклассников
Третий и четвертый класс (9-10 лет)
Для детейпостепенно увеличивается роль ровесников,учитель при этом утрачивает лидирующие позиции, хотя продолжает быть авторитетом и не теряет возможности влиять на позитивное восприятие ученика другими одноклассниками.
Ученики этого возраста в оценке одноклассников ставят на первое место организаторские способности, самостоятельность, уверенность в себе, честность. Успехи в учебе немного отходят на второй план. Для 9-10 летних школьников очень важно уметь делать что-то лучше других. Это также очень ценится одноклассниками.
«Непривлекательными» чертами ровесника считают пассивность в жизни класса, недобросовестное отношение к выполнению поручения учителя, агрессивное, грубое поведение.
Дети считают друзьями тех, кто разделяет их интересы, отзывчив, всегда готов прийти на помощь. В этом возрасте появляется определенный свод негласных правил - кодекс дружбы. При нарушении этих правил, дружба прекращается.
Чтобы ребенку было легче наладить взаимоотношения в классе:
- развивайте способности, предложите записаться в кружок или секцию в соответствии с интересами - как мы уже отмечали, дети, которые умеют делать что-то лучше других, сразу же становятся «центром притяжения» для ровесников
- развивайте у ребенка чувство юмора – и он всегда будет душой компании: смотрите комедии, придумывайте смешные рифмы, собирайте коллекцию смешных детских анекдотов
- продолжайте развивать коммуникативные навыки: разбирайте различные ситуации из жизни, например, если вы стали свидетелем конфликта в транспорте – обсудите с ребенком стратегию поведения участников, как бы вы поступили на месте каждого из них, познакомьте ребенка с основами невербального общения
Средняя и старшая школа
У детей проявляется особая потребность вобщении со сверстниками. Даже те, кто до этого чувствовал себя уютно в узком кругу любящих родителей и родственников, начинают активно искать себе общество ровесников и страдают от отсутствия такового. Именно поэтому очень важно, чтобы ребенок в младшем возрасте научился заводить друзей.
Социометрия в этих возрастных группах показывает, что подростки, оценивая ровесников, учитывают больше всего коммуникативные качества и внешние характеристики. На вопрос, какими характеристиками должен обладать человек, чтобы стать твоим другом, чаще всего называют такие качества, как ум, доброта, честность, отзывчивость, надежность. В то же время не предпочитают общаться с ровесниками, которых считают лицемерными, недоверчивыми, ненадежными.
Дружеские отношения в этом возрасте уже проявляются в полном объеме. Друзья поддерживают друг друга не только эмоционально, но и другими доступными способами, и эта поддержка бескорыстна.
Поделиться
Ссылки по теме:
- Класс – это настоящая стая
- Дружный класс – это реально?
- Школьные ранцы: как выбрать модель
- ВИПГДЗ – надежное место для поиска решебников
- Страна Фигляндия
- Школа для одаренных детей «Летово»
- Снова в школу - 1 сентября 2018 года!
- Все российские школьники будут учиться в одну смену
- Московские школьники примут участие в независимой диагностике достижений учебы
Комментарии
Ирина
21 октября 2016 г. 15:47
Очень интересная статья. Для меня как для мамы первоклассника еще и очень актуальна. Забирая ребенка из школы часто слышу что кто то с кем то не дружит из-за неприятного запаха или неопрятного вида. Считаю что так не должно быть, и мы взрослые должны разъяснять детям что это неправильно. А взрослея дети будут уже принимать более правильные решения.
Ирина
21 октября 2016 г. 15:59
Если ребенок научился общаться с другими детками еще до школы, ему гораздо легче находить общий язык с одноклассниками, дружить с ними. Но часто бывает так, что малыш свыкается с мыслью, что он один в семье и все "вертится" вокруг него, тогда найти друга в школе ему будет непросто. И родителям нужно приложить все усилия, чтобы детский эгоизм не помешал нормальным отношениям со сверстниками.
Елена
21 октября 2016 г. 16:05
Спасибо за статью. Мне как маме второклассника приходится переживать все эти школьные и дворовые дружбы и переживания. Родителям в этом возрасте очень тщательно и аккуратно нужно следить за своим чадом. И помогают нам в этом подобные, познавательно-обучающие статьи. С радостью буду читать вас и дальше.
Ульяна
21 октября 2016 г. 16:09
Очень хорошая статья. Мы недавно поменяли школу.Сын во второй класс ходит, класс дружный. В первом классе (в старой школе) с ним никто не дружил из-за того, что учитель постоянно делал некорректные замечания в его адрес. Не нравился ей наш сын. Вот он и стал замкнутым, ни с кем не хотел дружить. Теперь картина кардинально поменялась. Спасибо за это новому учителю. Считаю, что учителям нужно читать такие статьи.
Наталья
21 октября 2016 г. 17:01
Очень интересная и полезная статься для родителей. Здесь много написано полезной информации которой можно пользоваться. Я очень переживаю как смой ребенок будет общаться в первом классе со сверстниками. Даже незнаю как вести себя в разных ситуациях. А здесь написано очень много. Только учителя много не знают и бывают допускают ошибки.
Ирина
21 октября 2016 г. 17:20
Очень понравилась статья, жаль только, что раньше её не прочитала! Столкнулись в школе с такой проблемой - в конце сентября по непредвиденным обстоятельствам пришлось срочно переводить дочь-второклассницу в другую школу. И было ей ой как непросто влиться в новый коллектив! Дети в таком возрасте действительно, как написано в статье, между собой дружат поскольку-постольку, а в первую очередь стараются понравиться своему учителю, так сказать, подружиться с ним, выделиться в его глазах, заслужить похвалу. Вот и дочь в классе дети просто не замечали. Очень помогла учительница - на переменках постоянно играла с классом в игры, в которые активно задействовала мою дочь; на уроках тоже создавала пары из учеников для решения тех или иных учебных задач. И моего ребёнка попросту "заметили" одноклассники))
Нина
21 октября 2016 г. 18:19
Отличная и полезная статья! Жизнь так сложилась, что с внуком пятиклассником, приходится жить мне. Я стала замечать, что он не дружелюбен. Если он болел, то позвонив одноклассникам, они не дадут ему задание по урокам, которые он пропустил. Он болел неделю и никто из одноклассников ему не позвонил. Из статьи зделала выводы, начну воспитывать правильно. Спасибо.
Sem
21 октября 2016 г. 19:19
Статья прекрасная!Мой сын как раз идёт в первый класс и я много почерпнул из статьи!!
Генадий
21 октября 2016 г. 19:25
Еще с начальных классов нужно прививать своему чаду взаимопомощь в любой ситуации, чтобы максимально комфортно ребенок себя чувствовал в школе. Все правильно, если он активно будет помогать другим, то и остальные также активно помогут ему в случае чего.
Tanya
21 октября 2016 г. 20:19
Все верно! Для того чтобы ребенок мог легко адаптироваться в школе хорошо отдавать ее в один класс вместе с ее друзьями или детьми с садика. Когда ребенок попадает в незнакомое общество, понятно что ему, как и другому любому человеку будет страшно. Очень хорошо водить ребенка на разнообразные секции где он учится не только занятиям, но заводит новых друзе
Алевтина
21 октября 2016 г. 21:09
У моего сына в первом классе не было никаких проблем со сверстниками, да и сам первый В класс казался сплоченным и дружным. А во втором классе начались проблемы, а иногда были и потасовки у ребят. Учительница буквально через каждую неделю собирала родительское собрание, но все безрезультатно. Сейчас с ребятами работает школьный психолог и конфликты немного утихают, а благодаря полезному материалу на вашем сайте мы родители сможем тоже разумно подойти к этой проблеме!
Ася
21 октября 2016 г. 22:07
С ребенком нужно дома часто общаться и уделять внимание. Возможно ребенок одинок, нужно чаще отпускать играть с соседскими детьми, есть родители которые просто держат своего ребенка дома и не отпускают на улице. Потому и ребенку адаптироваться к новую коллективу сложно.
Лада
21 октября 2016 г. 23:20
Для нас эта статья тоже весьма актуальна, ребенок учится уже в шестом классе. Все хорошо дружат между собой, никто никого не обижает. Происходит это благодаря классному руководителю, которая умеет объединить детей. Но бывает, что дети и посмеются над кем-то в классе, это больно и обидно. Но как правильно сказано в статье - надо быть опрятными и хорошо учиться, тогда и поводов к негативу не будет.
Natali
21 октября 2016 г. 23:23
Я мама двух сыновей ,разных возрастов,и очень заметно разницу между дружбой детей, у старших больше выражена дружба если в семье есть достаток,если ребенок прилично одет и имеет карманные деньги, в маленьком возрасте это не так заметно.
Ирина
22 октября 2016 г. 0:57
Здравствуйте! Хочу выразить вам огромную благодарность за статью. У меня с дочкой возникли большие проблемы с адоптацией к школе и если честно думали уже обращаться к психологу.... но благодаря вашей статье, а точнее вашим советом у нас дела пошли на улучшение! Огромное вам спасибо
Эрик
22 октября 2016 г. 2:25
Всем доброго времени суток!)
Во первых хочу выразить свою благодарность за освещение данной темы.
Это очень важные аспекты в становлении личности, человека. И немаловажную роль в ней играют не только школа и учителя, но и сами родители!
Ведь в наш век технологий, невероятных открытий и инноваций мы часто забываем о ребенке и о том, что необходимо уделять ему время. Полагаясь на учителей и на то что мол "сам разберется".
Ребенку нужны внимание и забота родителей, поддержка.
Он должен чувствовать себя нужным и любимым. Он нуждается во всем этом как и любой взрослый человек.
Ведь как мы воспитаем, что мы вложим в эти маленькие сердца, то мы и получим на выходе!
Наталья
22 октября 2016 г. 2:53
Очень полезная статья, особенно для молодых родителей. Мы-то свое, как говорится, свое отучились и отобщались, а вот современным родителям и детишкам трудновато правильно ориентироваться в нынешних джунглях))
Оксана
22 октября 2016 г. 3:26
Статья очень хорошая. Читала с удовольствием. У меня мальчики-близнецы, и сейчас они пошли во второй класс. Они хоть и похожи между собой (внешность я имею ввиду), но на самом деле очень разные. Статья поможет мне разобраться в причинах конфликтов как и самих братьев, так и с их одноклассниками. Потому, что претензии совершенно разные, а мама то одна. Приходится разбираться самой. Теперь полегче, спасибо.
Сергей
22 октября 2016 г. 5:08
Спасибо вам за статью. У меня была такая практика, что моя дочка была немного замкнутой. Порой даже с детьми не сразу играла. К счастью мы смогли исправить ситуацию. Нам помогли в дошкольном игровом кружке. Там она научилась общаться со сверстника и уже не была такой замкнутой как раньше.
Анна
22 октября 2016 г. 9:41
Очень полезная статья. У нас сейчас огромная проблема с племянником. Пошел в первый класс. Ему тяжело дается общение с одноклассниками: хочет, чтобы все на переменах играли только в те игры, которые он придумает. Чтоб сидел только там, где он хочет (а хочет каждый день на новом месте). Если ручка не пишет – чужую брать не хочет, свою запасную тоже, а любимая перестала писать. И все заканчивается одним – истериками. Ходили к психологу – отправили к невропатологу. В итоге диагноз – невроз. Боремся всеми силами. Вот прочла вашу статью, думаю, перекинуть ссылку его маме. Много полезной информации. Спасибо.
Игорь
22 октября 2016 г. 11:29
Интересная статья. Это актуально всегда. Я, в первую очередь считаю, что для ребенка важнее всего поддержка родителей, тогда он сможет всё!
Юлия
22 октября 2016 г. 11:36
Статья бесспорно полезная и актуальная,но я считаю,что важно еще до школы научить ребенка взаимодействовать со сверстниками.Я до декретного отпуска работала в детсаду и встречались разные детки,помнится случай,когда в старшую группу привели мальчишку,который до этого никогда не посещал детсад,потом мы узнали ,что он не ходит на детскую площадку,да и вообще не играет с детьми.Ребенок сидит с мамой дома,если наметилась прогулка,то они снова гуляют вместе с мамой.Мальчик был диковат,он очень тяжело приспосабливался,он совершенно не умел играть с детьми,уступать,делится,находить общий язык.Я считаю,таким детям будет очень тяжело в школе и это вина родителей,не нужно окружать его больной любовью и растить в ребенке эгоизм,давайте возможность малышам общаться между собой,играть и я думаю в школе им адаптироваться будет гораздо легче!
Yelena
22 октября 2016 г. 12:00
По-моему,дети в начальной школе очень общительные, любят играть друг с другом, особенно те, кто ходил в детский сад, они уже социализированы. Поэтому им не сложно найти новых друзей в школе. А вот в старших классах уже сложнее. Кто-то вырывается вперед интеллектуально и ему попросто неинтересно становится общаться с ровесниками.
Эмилия
22 октября 2016 г. 12:14
Некоторые моменты, описанные в статье, присутствовали в моей жизни: например, я отлично успевала, но была замкнутая и необщительная, поэтому ко мне не особо "тянулись" с предложениями дружбы. Легко вступают в дружеские отношения люди с веселым характером.
Юлия
22 октября 2016 г. 12:15
В статье все правильно написано, и я знаю по своей младшей дочке, которая не особо разговорчивая, но учится очень хорошо, но все, же были у нее проблемы с общением. Сейчас она перешла в другой класс, стала сильно разговорчивая, радует, что на учебу ее разговорчивость не повлияла, и у нее сразу же появилось много друзей в классе.
Марк
22 октября 2016 г. 12:39
Учеба хорошо и правда помогает в общении ребенку со своими одноклассниками. Нужно что бы ваш ребенок нашел для себя интересное хоби, или же подобрать спортивную тренировку. Если вы будете общаться с вашим ребенком часто то и в школе ваш ребенок найдет себе друзей.
Алевтина
22 октября 2016 г. 12:51
Замечательная статья. Многие взрослые не понимают, зачем необходимо учить ребёнка дружить. Хотя большинство взрослых имеют друга (подругу), с которым обсуждают свои проблемы. Он заменяет психолога, выводит из депрессии, даёт дружеские советы. А с кем своими проблемами может поделиться ребёнок, если у него нет друга?
Алена
22 октября 2016 г. 14:26
Очень интересная и полезная статья. Я, как мама второклассника, в прошлом году, чисто интуитивно выполнила все советы вашей статьи. Я постоянно следила за внешним видом сына, за его уроками, за отношением с учителем, общалась с ней и поддерживала. Таким образом я подняла его самооценку в собственных глазах и глазах одноклассников. Также снабжала его запасными вещами и сладостями, а он еще с садика приучен делиться. Пригласила самых лучших, для сына, детей на день рожденья и устроила им интересный праздник. Сейчас мой сын уже во втором классе, его дети избрали старостой, он активно участвует в жизни класса, дружит с детками не только своего класса, а со всей начальной школой, у нас маленькая школа, по одному классу на параллели.
Таким образом ему интересно в школе и учится он с энтузиазмом. А прочитав вашу статью, я наметила для себя новый план действий. Я поощряю его участие во всевозможных конкурсах и кружках, а дальше - жизнь покажет. Но я надеюсь, что сын вырастет хорошим, общительным человеком, у которого будут настоящие друзья.
Максим
22 октября 2016 г. 14:54
Это конечно все очень интересно, но ребенку нужно просто больше общаться с разными детьми старше и младше себя. Так им будет проще найти темы для разговоров и поддержать беседу на разные темы. Все дети интересуются разными вещами и так ваш ребенок будет более разносторонний. Еще очень здорово было бы общение с детьми не только из своего города, но и из других городов или даже стран.
Анна
22 октября 2016 г. 18:08
В каждом возрасте к детям нужен особый подход.Тем более сейчас, когда всё поглощается через телевидение и интернет.
Алексей
22 октября 2016 г. 18:33
Статья,мягко говоря,странная. Ну как можно учить ребёнка дружить? Это всё равно,что,к примеру,учить утёнка плавать. Любые чувства,в том числе и дружба,приходят сами собой. Такому учить не нужно. Это совдепия какая-то,когда формирование личности по шаблону было нормой.
Людмила
23 октября 2016 г. 0:00
Советы, приведенные в статье, вполне грамотные, тем не менее, каждый ребёнок - уникален, и 100%-ного рецепта по обучению дружбе не существует. Мне кажется, что лишние яблоки, конфеты, как залог налаживания общения с одноклассниками - не лучший вариант. Дети дружат не за яблоко или конфету, а просто так, потому что им симпатичны определённые мальчишки или девчонки.
Алеся
23 октября 2016 г. 3:45
Отличная статья. Очень познавательна. Тем более что сейчас пошли более ожесточенные детки, которые сами того не понимая обижают, загоняют в какие-то рамки детей слабее, которые по итогу становятся запуганы и отказываются в последующим ходить в школу, и родитель не понимает что с этим делать. А вы всё очень хорошо описали, спасибо Вам.
Ольга
23 октября 2016 г. 15:15
Желание общаться со сверстниками зависит и от самого ребёнка. Если он тихий, спокойный то с гиперактивным ему будет неприятно общаться. И ситуацию не изменит ни учитель, ни родители.
Лилия
23 октября 2016 г. 18:39
Большое спасибо за своевременную и полезную статью. Я мама второклассника, и все происходит именно так, как описывает автор статьи. Когда я спрашиваю, с кем ты сидишь, или что давали на обед, мой малыш с трудом вспоминает эти события) Но то, что сказала Светлана Васильевна!!! это даже не подлежит рассмотрению. Я с удовольствием воспользуюсь вашими советами, как моего ребёнка научить быть дружелюбным, потому что я немного об этом переживаю. Все таки хочется, чтобы твой ребёнок не был белой вороной, а чтобы он был хорошим другом и примером!
Наталья
23 октября 2016 г. 21:10
Статья актуальна в наше время. Я сама работаю с детьми, многие дети замкнуты и не хотят идти на контакт. Данная статья подробно рассказывает, как раскрыть ребёнка и научить его общаться с окружающими людьми. Многим мамочкам тоже будет полезна статья, потому что они не знают, как научить ребёнка общаться, а нанимать педагогов и психологов очень дорого. Для себя я подчеркнула некоторые вещи, которые в дальнейшем буду использовать в своей работе. Хорошо, что в наше время есть интернет, в котором можно прочитать вот такие чудесные статьи. Ещё хочу подчеркнуть, что мне очень понравилось, что в статье по возрастам описываются подходы к ребёнку.
Анна
24 октября 2016 г. 0:38
Некоторые детки трудно вписываются в коллектив, поэтому родителям нужно помогать им акклиматизироваться. Хорошим вариантом было бы, если ребенок будет учиться в классе со своим другом, тогда он свободнее сможет общаться и заведет себе новых друзей.
Татьяна
24 октября 2016 г. 9:06
Очень ценные советы изложены в статье, но все же дети отображение родителей и их поведения. Если родители малообщительные, то и дети такие же, более того, если ребенок любит уединение - это нормально. Не стоит пугаться того, что он дружит с 2 одноклассниками, а не с 10-ю, если ему так комфортно. Другой вопрос и даже проблема, когда коллектив не принял ребенка, когда малыш пригласил на день рождение 10 человек, а пришло 2, вот в этом случае есть необходимость вмешаться и помочь малышу.