Как научить школьника воспринимать произведение искусства

Приобщение человека к миру искусства значит для него очень много, по какой бы стезе он потом не пошел. Искусство способно одинаково сильно влиять и на актера, и на доктора, и на строителя. Поэтому для учителя так важно развить у учеников те навыки, которые позволят им в будущем адекватно воспринимать и оценивать художественные произведения.

Зачем это нужно?

  1. Искусство – порой куда более точный источник информации, чем любые СМИ или даже учебник истории. Через искусство ребенок познает мир.
  2. Умение оценить картину, музыку, фильм развивает ум, делая его острее и «чувствительнее».
  3. Жизнь человека, который ориентируется в творчестве, полнее и красочнее.

Что же такое художественное восприятие?

Это коммуникативный процесс. Читая книгу, разглядывая полотно художника, сопереживая актерам, играющим на сцене, мы по существу вступаем в диалог с автором художественного текста. Любое художественное произведение несет на себе отпечаток личности своего создателя, автор как бы проецирует свое «Я» на личность зрителя (читателя, слушателя). Чем больше "общих точек" у автора и у того, кто воспринимает художественное произведение, тем больший эффект дает такое общение. Когда мы приходим на концерт или в музей, нам кажется, что восприятие искусства происходит стихийно и как бы само собой. На самом деле, для этого требуется напряженная работа ума, и вот из чего она состоит.

Этапы художественного восприятия

  • умение концентрироваться на объекте;
  • готовность вступить в процесс диалога (ученик должен быть «открыт» творчеству, и задача педагога подготовить его к этому, вводя элемент творчества в программу урока);
  • «контакт» на личностном уровне (на этом этапе учащийся начинает как бы мысленно общаться с автором, спроецировав его личность на произведение искусства)

Основа любого произведения ‒ это художественный образ. Он несет основную смысловую нагрузку, именно он ответственен за возникновение эмоций в нашем мозгу. Ребенок далеко не всегда может самостоятельно постичь смысл художественного образа, и это вовсе не обязательно связано с его «художественной черствостью». Этому нужно учиться, как и всему прочему.

Что может сделать учитель?

  1. Первое. Вооружить учащихся тем объемом знаний, который обеспечит им понимание художественного текста.
  2. Второе. Ознакомить их с теми художественными приемами, которые использовал писатель, художник или музыкант в качестве инструмента.
  3. Третье. По возможности – приобщить их к практической художественной деятельности (рисование, написание сочинений, лепка, участие в театральных школьных постановках и т. д.).

По сути, первые два пункта отвечают для ребенка на вопросы «что это значит» и «как это сделано», а третий – помогают понять теорию на практике, из смотрящего превратившись (хотя бы на время) в творящего.

Воспитывая эстетические способности детей, развивая их художественно-эстетический вкус, нужно помнить о том, что все дети разные и могут по-разному реагировать на одно и тоже произведение искусства. Другими словами, ребенок отнюдь не обязан признавать гениальность Пушкина – достаточно научить его уважать творчество поэта. Ведь самое главное при восприятии произведения искусства – не слепое раболепство перед его создателем, а самореализация личности, которая происходит во время «внутреннего разговора» с автором.

Поделиться

Ссылки по теме:

Читайте также

Комментарии

Оставить комментарий

Необходимо авторизоваться!