Назад Вперед Содержание

Строевые упражнения

К строевым упражнениям относят действия на месте и в движении. На уроках физической культуры используют гимнастические построения, размыкания и фигурную маршировку.

Строевые упражнения — это не только средство организации учащихся и целесообразного их размещения в зале и на площадке, но и средство формирования навыка коллективных действий; воспитания правильной осанки, дисциплины, организованности, развития глазомера и чувства ритма.

По предварительной команде учащиеся должны приготовиться к выполнению упражнении, принять основную стойку, а по исполнительной — выполнить его. Чтобы привлечь внимание учащихся к предварительной команде, добавляют слова: «Группа», «Внимание» или фамилию учащегося. Например, группа — СТОЙ!», «Внимание! В колонну по одному — СТАНОВИСЬ!», «Учащийся Петров, кру-ГОМ!». При нечетком или неправильном исполнении подается команда «ОТСТАВИТЬ!».

Строевая стойка принимается по командам «СТАНО-ВИСЬ!», «СМИРНО!» или после предварительной части любой команды, если до этого была подана команда «ВОЛЬНО!». В строевой стойке нужно стоять выпрямившись, ровно, но без лишнего напряжения: пятки вместе, носки развернуты на ширину стопы, колени выпрямлены; голова держится прямо, плечи слегка отведены назад и свободно опущены; руки выпрямлены вдоль туловища, пальцы полусогнуты, большой палец — на середине бедра.

Строй — размещение учащихся для совместных строевых упражнений и действий.

Шеренга — строй, в котором учащиеся стоят вдоль одной линии один  возле другого и обращены лицом в одну сторону. Сторона строя, в которую занимающиеся обращены лицом, называется фронтом, а противоположная сторона — тылом. Боковая оконечность строя называется флангом (справа — правый, слева — левый). Учеников, стоящих на флангах,  называют правофланговым и левофланговым. При поворотах строя названия флангов не меняются. Расстояние между учениками в шеренге называется интервалом.

Обычно интервал равняется ширине ладони между локтями стоящих рядом учеников. Учащиеся должны слегка касаться друг друга локтями полусогнутых рук. Такой строй называется сомкнутым. В разомкнутом строю ученики располагаются друг от друга на один шаг или на указанный интервал. На месте постоянного построения необходимо, чтобы ученики запомнили ориентиры, облегчающие нахождение своего места в строки

Одновременно изучается команда «Группа — разойдись!», по которой ученики расходятся по залу.

Колонна — строй, в котором учащиеся стоят в затылок один за другим. Расстояние между стоящими в колонне называется дистанцией. Обычно дистанция равна одному шагу или вытянутой вперед руке. Стоящий впереди называется направляющим, а последний в колонне — замыкающим.

Строевой шаг. Применяется при прохождении торжественным маршем, при подходе к учителю во время рапорта, при выходе из строя. Выполняется с оттянутым вперед носком.

Походный шаг (обычный) отличается меньшим напряжением, нога выносится свободно, без оттягивания носка и ставится на пол без акцента, руками производятся свободные движения около тела.

Походный строй в колонне по одному и в колонне по два. Построение группы в колонну по одному (по два) на месте производится по команде «Группе, в колонну по одному (по два) — становись!».

Исполнительная команда подается под левую ногу, правой делается шаг вперед. Под левую ногу начинается новое упражнение, для прекращения выполнения упражнения в движении подается команда: «Без задания — марш!» или: «Закончить упражнение»

Остановка строя осуществляется по команде: «Группа — стой!» Исполнительная команда подается с постановкой левой ноги, после чего делается шаг правой и приставляется левая нога.

Движение на месте выполняется по команде: «На месте шагом (бегом) — марш! Для остановки строя в определенном месте: «Направляющий — на месте!» По этой команде направляющий выполняет шаг на месте, остальные продолжают двигаться вперед до дистанции в один шаг. Для того чтобы остановить занимающихся в разомкнутом строю, подается команда.

Переход с шага на месте на ходьбу вперед в шеренге выполняется по команде «Прямо!», подаваемой одновременно с постановкой левой ноги.

По этой команде — сделать правой ногой еще один шаг на месте и с левой ноги начать движение вперед полным шагом.

Поворот кругом производится по команде «Кру-гом!» в сторону левой руки (через левое плечо) на пятке левой и на носке правой ноги. Следят за тем, чтобы сохранялось правильное положение туловища, ноги в коленях не сгибались, руки были прижаты к бедрам, правая нога кратчайшим путем приставлялась к левой.

Перестроение из колонны по одному в колонну по три (по четыре) в движении поворотом налево (направо) производится по команде «В колонну по три (четыре) налево (направо) — марш!». После поворота первой тройки (четверки) делают поворот на том же месте, но команду для поворота («Марш!») подает замыкающий каждой тройки (четверки).

Обратное перестроение из колонны по три (четыре) в колонну по одному производится по команде «Напра-во! (Нале-во!) В колонну по одному, правое (левое) плечо вперед, шагом — марш!». По этой команде направляющий начинает движение в указанном направлении, все остальные смыкаются вперед и следуют за своим направляющим.

Перестроение из колонны по одному в колонну по два производится по команде «Группа, в колонну по два — стройся!». По этой команде вторые номера делают шаг вправо, затем, не приставляя левой ноги, шаг вперед и приставляют правую ногу.

Перестроение из колонны по два в колонну по одному производится по команде «Группа в колонну по одному — стройся!». Вторые номера становятся в колонну первых номеров, делая правой ногой, шаг назад, затем, не приставляя левую, шаг влево и приставляют правую ногу.

Повороты в движении налево и направо выполняются по командам «Нале-во!», «Напра-во!». Исполнительная команда подается одновременно с постановкой левой (правой) ноги. По этой команде правой (левой) ногой сделать шаг, повернуться на носке правой (левой) ноги, одновременно с поворотом на 90° вынести левую (правую) ногу вперед и продолжить движение в новом направлении. Обучать таким поворотам целесообразно сразу весь группа, расположив учащихся в шеренгу или колонну.

Размыкание — действия учащихся, связанные с увеличением интервала и дистанции.

Смыкание — уплотнение разомкнутого строя.

Размыкание приставными шагами по фронту из колонны по три выполняется по команде: «Группа, от середины на два (три) шага приставными шагами разом-кнись!» После исполнительной команды «разом-кнись!» учитель начинает подсчет до четырех при размыкании на два шага, до шести — при размыкание на три шага. Из колонны по четыре размыкание осуществляется по команде: «От середины на два (три) шага приставными шагами разом-кнись!» Движение начинают крайние колонны, затем через два шага вступают остальные.

Размыкание из колонны по три (четыре) в одну сторону выполняется по команде: «Влево (вправо) приставными шагами на два (три) шага ра-зом-кнись!» Действия учащихся аналогичны тем, которые описаны выше. Смыкание приставными шагами выполняется по команде: «К середине (влево, вправо) приставными шагами сом-кнись!» Действия выполняются одновременно всеми занимающимися.

Размыкание из колонны по три (четыре) от середины или в одну сторону с поворотами выполняется по команде: «От середины (или влево, вправо) с поворотами на два (три) шага разом-кнись!»

Размыкание из колонны по три и по четыре на вытянутые руки в движении выполняется по команде «Интервал — вытянутые в сторону руки, дистанция — два шага, разо-мкнись!». Руки в стороны ставят только первые ученики, а остальные выстраиваются им в затылок, соблюдая дистанцию в два шага и равняясь направо.

Размыкание уступами по расчету «шесть, три, на месте» используют преимущественно для того, чтобы быстро и удобно разместить учеников для выполнения физических упражнений.

Размыкание уступами выполняется из одной шеренги. Подается команда «На шесть, три, на месте — рассчитайсь!». Правофланговый ученик произносит «шесть», второй — «три», третий — «на месте»; дальше расчет проходит в таком же порядке. Затем подается команда «По расчету шагом — марш!» Учащиеся, назвавшие цифру «шесть», делают шесть шагов вперед,. назвавшие цифру «три» — три шага, а произносящие «на месте» — остаются на своих местах. Смыкание выполняется по команде «На свои места шагом — марш!». Учащиеся, выходившие из строя, делают поворот кругом, идут на свои места, четко приставляют ногу и делают поворот кругом. Таким же образом происходит размыкание уступами из одной шеренги в четыре по расчету «девять, шесть, три, на месте». Перестроение из одной шеренги в две производится по команде «Группа, в две шеренги — стройся!». По исполнительной команде вторые номера (предварительно следует рассчитать учащихся на первый-второй) по первому счету делают с левой ноги шаг назад, по второму счету, не приставляя правой ноги, шаг вправо, чтобы стать в затылок первым номерам, с третьим счетом приставляют левую ногу к правой. Если перестроение выполняется, из сомкнутого двухшереножного строя, то предварительно необходимо разомкнуть шеренгу на один шаг.

Поворот кругом в движении. Команда «Кругом — марш!» подается одновременно с постановкой правой ноги. По этой команде — сделать еще один шаг левой ногой, вынести правую ногу на полшага вперед и несколько влево и, резко повернувшись в сторону левой руки на носках обеих ног, продолжать движение с левой ноги в новом направлении.

Перестроение Группой из колонны по одному в колонну по два производится по команде «Группа, в колонну по два, шагом — марш!» (на ходу «Марш!»). Направляющий идет в полшага, вторые номера, выходя вправо в такт шага занимают свои места в колонне. Группа двигается в полшага до команды «Прямо!» или «Группа — стой!».

Перестроение группы из колонны по два в колонну по одному производится по команде «Группа, в колонну по одному, шагом — марш!» (на ходу «Марш!»).

Перестроение дроблением и сведением выполняется в движении. Для этого подается команда: «Через центр — марш!», затем по мере приближения направляющего к верхней или нижней середине зала подается команда: «В колонну по одному направо (налево) в обход — марш!» (дроб-ление).

Обход — передвижение вдоль границ зала, выполняется по команде: «В обход налево (направо) шагом — марш!» (в движении «шагом» опускается). Исполнительная команда подается в момент, когда направляющий подходит к границе в любой точке зала.

Диагональ — передвижение по диагонали зала, площадки выполняется по команде: «По диагонали — марш!»

Противоход — движение колонны за направляющим в противоположном направлении, выполняется по команде: «Противоходом налево (направо) — марш!».

Змейка — ряд противоходов, соответствующих первому противоходу. По этой команде направляющий продвигается змейкой до новой команды учителя.

Круг — движение занимающихся по кругу выполняется по команде: «Направо (налево) по большому (среднему, малому) кругу — марш!» ^процессе продвижения учитель может дополнительно указывать дистанцию между занимающимися.

Скрещение — фигура, образованная в результате пересечения движения двух колонн в одной из точек зала. При скрещении учащиеся проходят поочередно определенную точку зала, не нарушая при этом темпа и Ритма передвижения. Для выполнения скрещения подается команда: «Через центр (или другую точку зала) со скрещением — марш!»

Петля по форме может быть открытой и закрытой, выполняется в любом направлении (поперечном, продольном, косом). Для выполнения подаются команды: «Налево (направо) открытой петлей — марш!», «По диагонали открытой петлей — марш!», «Налево (направо) по диагонали закрытой петлей — марш!».

Контрольные вопросы

1. Верно ли, что в колонне учащиеся стоят в затылок один за другим?

а) Да

б) Нет

2. Верно ли что, шеренга является строевым упражнением?

а) Да

б) Нет

3. Верно ли что, противоход это движение из колонны за направлением в противоположном поле направлении.

а) Да

б) Нет

Назад Вперед Содержание
 
 

Преподаватель физической культуры Мышенкова Е.Н.