Назад Вперед Содержание

Опорный прыжок

Мостик применяют для прыжков, упражнений на бревне и брусьях ( во втором случае для входа на снаряд). Высота 15 см , ширина 60 см, длина 120см. В последнее время начали изготавливать мостик высотой до 20 см с равноупругой поверхностью ( за счет роликового устройства между верхней поверхностью и пружинящей частью).

тми            

Опорные прыжки - один из видов гимнастического многоборья. Это сложные по координации кратковременные движения, требующие большой концентрации мышечных усилий. Чтобы быстро чередовать фазы прыжка, спортсмен должен уметь правильно распределять внимание и моментально переключать его. С помощью прыжков развивается сила мышц, быстрота, ловкость и точность движений. Сложные прыжки с последующим сальто вперед, назад, боком и некоторые другие связаны с риском. При обучении им воспитывается смелость, решительность, настойчивость, хладнокровие. Опорные прыжки предъявляют повышенные требования к скоростно – силовой подготовке гимнаста. Они включаются в каждое тренировочное занятие.

Основы техники.

Каждая структурная группа прыжков характеризуется особенностями основных двигательных действий. Так для прямых прыжков характерно изменение направления вращения после толчка руками, для прыжков переворотом, наоборот, сохранение первоначального направления вращения, для боковых прыжков – поочередный толчок руками и положение тела гимнаста во время опоры о снаряд. Однако в каждом из прыжков есть и много общего. Например, прыжок на мостик производится толчком сильнейшей (толчковой) ноги, толчок ногами сопровождается взмахом руками. Эти сходные действия, единые для всех опорных прыжков, и составляют основу их техники.

Для облегчения анализа и изучения основ техники опорные прыжки условно подразделяются на следующие фазы: разбег, наскок на мостик, толчок ногами, полет до толчка руками, толчок руками, полет после толчка руками и приземление. Ошибочное выполнение хотя бы одной из перечисленных фаз отрицательно сказывается на исполнении прыжка в целом.

Завершающие действия гимнаста в одной фазе прыжка всегда являются подготовительными для выполнения последующей фазы. Так, правильное завершение замаха и полный вынос рук вперед в полете после толчка ногами способствует подготовке к рациональному толчку руками о снаряд; некоторое сгибание тела в тазобедренных суставах в конце полета после толчка руками облегчает подготовку к устойчивому приземлению и т. д. Это необходимо учитывать при анализе причин, вызвавших появление ошибок в той или иной фазе прыжка.

При выполнении опорных прыжков двигательные действия гимнаста должны соответствовать определенным количественным характеристикам. Такими характеристиками являются скорость разбега, длительность усилий и их направление при толчке ногами о мостик и руками о тело коня, продолжительность, высота и дальность полета гимнаста в безопорных фазах.

Техника выполнения мужских и женских прыжков принципиально ничем не отличается.

Разбег

У высококвалифицированных гимнастов наибольшая скорость разбега достигает 7,6 – 8,6 м/сек (у женщин 7 – 7,5 м/сек). Оптимальная скорость разбега с ростом спортивного мастерства, а также в зависимости от особенностей выполнения прыжков различных структурных групп изменяется. Так (при выполнении одних и тех же прыжков) скорость разбега гимнастов – мастеров выше, чем у гимнастов других разрядов. Скорость разбега в прямых прыжках колеблется в пределах 7 – 7,6 м/сек, в то время как в прыжках переворотом с последующим сальто она 8 – 8,6 м/сек.

Разбег должен быть равномерным, без рывковых ускорений. Значительные колебания скорости разбега отрицательно влияют на качество выполнения толчка ногами. От прыжка к прыжку условия отталкивания изменяются. Чтобы избежать этого, гимнастам необходимо:

- начинать разбег из одного и того же исходного положения

- не изменять длину разбега

- постепенно увеличивать степень разбега, т.к. резкий старт вызывает

скованность движений.

Длина разбега зависит от снаряда, через который выполняется прыжок, вида прыжка, индивидуальных особенностей занимающегося, степени овладения техникой и др. У начинающих гимнастов длина разбега обычно не превышает 12 – 15 м, у гимнастов старших разрядов – 20 м. Техника беговых шагов принципиально ничем не отличается от техники бега на короткие дистанции в легкой атлетике.

Наскок на мостик

Наскок на мостик выполняется в момент приобретения наибольшей горизонтальной скорости. Снижение скорости перед напрыгиванием на мостик отрицательно сказывается на результате прыжка и свидетельствует о неправильном выполнении разбега. Наскок, равный

1,5 – 2,8 м, выполняется толчком сильнейшей ноги. В момент наскока туловище наклоняется вперед под углом от 5 0 до 26 0 , ноги обгоняют туловище, согнутая в тазобедренном и коленном суставах толчковая нога подтягивается к маховой, затем ноги соединяются и почти прямые выносятся вперед. Наскок на мостик продолжается 0,27 – 0,33 сек. При наскоке руки из крайнего заднего положения начинают двигаться вниз – вперед, а в момент касания ногами пластика находятся внизу. Это важно для выполнения последующего взмаха руками.

Чем выше скорость разбега, тем дальше мостик ставят от снаряда (на расстоянии 50 – 200 см). При установке мостика необходимо также учитывать вид прыжка (например, прыжок углом или переворотом) и место толчка руками (о ближнюю и дальнюю часть коня).

Толчок ногами

Прыжок на мостик производится на носки напряженных, почти прямых ног без перехода на всю ступню. Ноги на мостике располагаются параллельно, примерно на ширине стопы. Лучшие гимнасты – прыгуны ставят ноги на место толчка акцентировано. С этой целью они в конце прыжка на мостик активно разгибают ноги в коленных и тазобедренных суставах и производят подошвенное сгибание стоп. Неквалифицированные гимнасты пассивно ждут момента приземления. При акцентированной постановке ног отталкиваются за 0,09 – 0,12 сек, а при неакцентированной – за 0,15 – 0,18 сек.

На эффективность толчка ногами влияет также своевременный взмах руками. Большинство гимнастов из положения руки назад делают активное движение руками вниз, а затем вперед – вверх. Движение рук тормозится примерно на уровне головы.

Толчок ногами и взмах руками заканчиваются одновременно. Сильнейшие гимнасты – прыгуны в процессе толчка ногами развивают усилие до 11 – 13 кг на 1 кг веса тела спортсмена. В момент окончания толчка ноги полностью выпрямляются в коленных суставах.

Полет до толчка руками. Выполняя те или иные прыжки, гимнаст изменяет угол вылета и производит различные движения до того, как руки коснутся опоры. В фазе полета нельзя изменять траекторию о. ц. т., можно изменить лишь положение тела и его отдельных звеньев относительно о. ц. т. В прямых прыжках траектория полета пологая и низкая, тело слегка прогнуто в пояснице, плечи двигаются низко над конем, чтобы обеспечить своевременный толчок руками. В прыжках переворотом гимнаст выполняет более высокий предварительный мах ногами назад – разгибает тело в тазобедренном суставе до прогнутого положения. Замах, выполняемый до опоры руками, способствует:

1) увеличению скорости движения ногами по касательной вверх

2) созданию условий для резкого сгибания в тазобедренных суставах в момент толчка руками (так называемого рывкового движения туловищем) необходимого для увеличения давления на площадь опоры и торможения скорости движения ногами. Все это влияет на эффективность последующего толчка руками.

Толчок руками

Толчок руками зависит от структуры прыжка. При выполнении прямых прыжков и переворотов гимнасты ставят руки на снаряд одновременно впереди туловища, под тупым углом к нему. Благодаря этому обеспечивается стопорящий толчок. Кисти на место толчка ставятся параллельно; толчок руками выполняется навстречу движению тела, как бы от себя. Толчок должен сочетаться с рывковым движением туловищем (сгибанием тела в тазобедренных суставах и перемещением таза вверх), позволяющим гимнасту увеличить давление на площадь опоры и эффективнее оттолкнуться. Наибольшие усилия развиваются гимнастом во время толчка руками при выполнении прыжка лётом (7 – 8 кг на 1 кг веса тела гимнаста), наименьшее – в прыжках переворотом (3 – 3,5 кг). В прыжках переворотом с последующим сальто сила толчка руками равна 5,5 – 6 кг/кг. Энергичный и короткий толчок руками (0,13 – 0,16 с) должен закончиться к моменту, когда плечи пересекают вертикаль, проходящую через площадь опоры. Уровень расположения о. ц. т. тела в том случае наибольший, следовательно, может быть достигнута большая абсолютная высота прыжка.

В боковых прыжках руки ставятся на опору поочередно. Толчок выполняется сначала одной, затем другой рукой. В этих прыжках время толчка руками наибольшее и колеблется от 0,3 до 0,4 сек.

Полет после толчка руками

Положение тела гимнаста в полете после толчка руками определяет вид прыжка. От качества выполнения этой фазы в значительной степени зависит оценка за прыжок в целом. Высококвалифицированные гимнасты при выполнении прямых прыжков после толчка отводят руки не вперед, а назад – вверх; при прыжках переворотом вначале сохраняют положение рук, принятое к моменту окончания толчка, и только во второй части полета слегка разводят их наружу. Зафиксировав положение , определяющее форму прыжка, гимнаст сохраняет то положение (прыжки лётом, перевороты) или прогибается (прыжки согнувшись, ноги врозь и др.)

Чем дольше сохраняется четкое положение, тем выше качество прыжка. У лучших гимнастов – прыгунов высота подъема о. ц. т. тела в этой фазе достигает 2,5 – 2,6 см. Длительность полетной фазы после толчка руками колеблется от 0,7 до 0,9 сек.

Приземление.

Приземлившись на носки напряженных ног, гимнаст немедленно опускается на всю стопу и незначительно сгибает ноги, усиливая напряжение мышц спины и плечевого пояса. В этом положении пятки должны быть вместе, носки и колени врозь, руки вверх – наружу, туловище слегка наклонено вперед (голову вперед не наклонять).

Прыжок ноги врозь через козла в ширину на высоте 100—110 см

Техника выполнения. В начале обучения целесообразно мостик ставить на расстоянии 30-40 см. После толчка ногами о мостик надо потянуться руками к опоре, поставить на нее руки, согнуться в тазобедренных суставах и развести ноги, при отталкивании разогнуться и выполнить приземление. Толчок руками должен заканчиваться к моменту прохождения плеч над руками. Разгибание туловища после толчка руками выполняется за счет поднимания плечевого пояса вверх, прогибания тела и поднимания головы.

Последовательность обучения. При выполнении этого прыжка и прыжка согнув ноги основной недостаток у учащихся — слабое отталкивание руками. Поэтому при обучении необходимо давать ряд упражнений, связанных с укреплением мышц плечевого пояса и рук.

1.   В упоре лежа, поочередно переставляя руки, передвижения влево, вправо, вперед, назад.

2.   В упоре лежа слегка ссутулиться, затем «провиснуть» в плечах и резким движением плечевых суставов вперед возвратиться в и. п.

3.   Из упора лежа толчком ног упор стоя ноги врозь согнувшись с последующим быстрым вставанием в стойку руки вперед.

4.   Из упора лежа одновременным толчком рук и ног принять присед, полуприсед, стойку ноги врозь, руки вперед.

5.   Из упора лежа толчком ног развести их и принять упор стоя согнувшись ноги врозь, выпрямляясь, выполнить прыжок вверх и приземлиться.

6.   Из упора стоя перед снарядом прыжки, сгибаясь и разгибаясь в тазобедренных суставах, с разведением ног. Следить за тем, чтобы в момент полного разведения ног таз поднимался до уровня плеч.

7.   С гимнастической скамейки прыжок ноги врозь с последующим сгибанием и разгибанием туловища.

8.   Прыжок ноги врозь через козла в ширину со страховкой.

Прыжок согнув ноги через козла в ширину

Техника выполнения. Оттолкнувшись ногами о мостик, поставить руки на снаряд и начать сгибание в тазобедренных и коленных суставах, колени подтягиваются к груди. По окончании толчка руками тело энергично разгибается за счет поднимания плеч и рук и отведения ног вниз-назад. Перед приземлением надо снова немного согнуться в тазобедренных суставах, чтобы смягчить приземление.
Последовательность обучения
1. Из упора лежа на полу толчком ног упор присев и снова упор лежа.
2. Из упора лежа на полу толчком ног упор присев и, разгибаясь, прыжок вверх-вперед.
3. Из упора лежа на гимнастической скамейке, покрытой матом, ноги на полу, толчком ног в упор присев и соскок прогибаясь.
4. Повторить прыжок вскок в упор присев на козла и соскок прогибаясь.
5. Прыжок согнув ноги через козла в ширину на высоте 110—115 см. Страховка и помощь. Стоять спереди-сбоку от места приземления,
поддерживая двумя руками за плечо.

Упражнение "Прыжок через козла"

 

Прыжок ноги врозь через коня в длину


Техника выполнения. В целом техника выполнения данного прыжка мало отличается от техники выполнения прыжка ноги врозь через козла в ширину. Однако для выполнения прыжка ноги врозь через коня в длину требуется более энергичный разбег и толчок ногами о мостик и руками о снаряд. При хорошем выполнении стопы ног поднимаются выше Уровня плеч. Подводящие упражнения:
1. Прыжок ноги врозь через козла в ширину, постепенно увеличивая расстояние от мостика до козла.
2. Прыжок ноги врозь через козла в длину. 3. То же, но отодвигая мостик от козла на расстояние до 1 м.
4. То же, но протянув веревочку между мостиком и козлом.
5. Прыжок ноги врозь через коня в длину.
Наибольшую сложность для некоторых учащихся составляет преодоление коня в длину: они боятся, что не сумеют преодолеть дальнюю часть коня после толчка руками, заденут или ударятся о него и упадут. В целях устранения данного психологического барьера можно использовать следующие задания:
1. С 1—2 шагов разбега напрыгнуть на коня в упор ноги врозь (именно жесткий упор на совершенно прямые, напряженные руки, а не в сед ноги врозь). Чуть задержавшись в упоре, мягко перейти в сед ноги врозь.
2. Постепенно увеличивая длину и скорость разбега, напрыгивать в упор ноги врозь, ставя руки все дальше, довести расстояние до 20—25 см от дальнего края коня. Страховать, поддерживая ученика под плечо, можно с двух сторон. После того как ученик научится выполнять упор ноги врозь, дается следующее задание.
3. Из приседа, а затем и из полуприседа на передней части коня ученик выполняет соскок ноги врозь с дальней части коня.
Сначала руки надо ставить на самый край, даже на торцовую часть коня, постепенно удаляя руки, научиться отталкиваться руками в 15— 20 см от края. После уверенного выполнения этих упражнений можно перейти к прыжку ноги врозь полностью.
Для оказания помощи учащимся при выполнении прыжков учителю лучше стоять сбоку (ближе к месту приземления), быть готовым поддержать при падении вперед или назад.

Упражнение "Прыжок через коня"

Контрольные вопросы

1. Верно ли что при выполнение опорного прыжка с разбега через гимнастического Коня(козла) мостик отодвигается на  расстояние до 1 метра.

а) Да

б) Нет

2.Верно ли что при выполнение опорного прыжка приземление осуществляется на слегка согнутые ноги.

а) Да

б) Нет

Назад Вперед Содержание

 
 

Преподаватель физической культуры Мышенкова Е.Н.