Татьяна  Какунина
Татьяна Какунина
В конкурсе с 9 ноября 2015 г. 20:18

1 место

Оцените работу!


Текущая оценка: 4.80 | Всего оценок: 5

Поделиться

Главное для преподавателя – быть счастливым!

Наконец-то вечер. Огни Дома Музыки приветливо мерцают, отражаясь в Москва-реке. Каблучки засеменили вдоль набережной, спеша домой. Студенты из колледжа выходят группами, что-то шумно обсуждая между собой. В одной из таких групп и я, что-то продуманно рассказываю, видя как ребята меня внимательно слушают. Нет, я не студент, я преподаватель специальных дисциплин. Работаю в колледже седьмой год, ни дня не пожалев о выборе своей профессии. Конечно, я не мечтала стать преподавателем, даже, учась в педагогическом университете, свое решение – идти работать по специальности приняла только на четвертом курсе. И как психологи определили, что самореализация у человека начинается с 13 лет?..

Базовые знания методик обучения и применения различных ТСО в процессе организации учебного процесса, обожание выступать на публике, самоконтроль и ответственность – все, что было у меня как у молодого начинающего специалиста. Разумеется, я делала ошибки. После открытых уроков я получала замечания от коллег о том, что не получается привлечь к деятельности всех студентов, что надо «работать голосом», что студенты должны уметь работать самостоятельно.

В тот момент рухнуло все мое теоретическое представление о деятельности педагога. Я стала замечать детали, обращать внимание на «неприметное» в работе преподавателя: как он говорит, в какой части аудитории находится, как обращается к студентам, как начинает свой рассказ. В один момент я поняла, что педагог это не копилка знаний, это прежде всего Человек. Человек живой, понимающий и сочувствующий, внимательный и строгий, сопереживающий и справедливый. Это не робот, отгородившийся столом, холодный и возвышенный. Настоящим педагогом надо еще стать!

Современный преподаватель – советчик, координатор, пример для подражания, человек мудрый, уверенный в себе и желательно счастливый. Он проникает в проблемы студентов и вместе с ними ищет решение, он перестраивает учебный процесс в зависимости от состояния учебной группы, он рассматривает ученика как равного себе партнера. Не о таком ли Человеке рядом каждый из нас мечтал, будучи студентом?

Профессия преподавателя несет в себе двойную ответственность. Во-первых, мы ответственны за знания и навыки, которые получает студент. Во-вторых, мы (педагоги) держим ответ перед обществом за то, с какими культурными ценностями уйдет студент из стен колледжа.

Изменения, происходящие в нашей стране и обществе, реализация приоритетного национального проекта «Образование», внедрение Образовательного стандарта третьего поколения предъявляют новые требования к современному учителю. Сегодня Педагог – это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у студентов мотивацию и стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, формулировать определения, искать и находить необходимую информацию.

Профессиональная компетентность педагога — это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризующей его профессионализм. Профессиональная компетентность педагога включает перечень знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения педагогической деятельности. Выступая условием становления и развития его педагогического мастерства, она составляет содержание педагогической культуры.

Однако профессионализм педагога и его педагогическая культура еще не гарантируют успеха в осуществлении педагогической деятельности. Диплом педагогического вуза – всего только документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. Как правило, профессионализм выступает в единстве с общекультурными и социально-нравственными проявлениями личности педагога.

Развитие научно-технического прогресса наряду с положительными моментами привела к возникновению массы проблем, связанных с нравственностью и образованием. По логике, казалось бы, очевиден прогресс интеллекта студентов. Расширение форм коммуникации создает дополнительные и весьма благоприятные условия для развития личности.Но парадокс: пропал интерес к духовной жизни, произошло перенасыщение человека информацией. Сегодняшний студент не успевает усваивать, осознавать и использовать полученную информацию. И совершенно верно возникает интерес к тому, КТО сможет помочь разобраться, объяснить пути использования.

Придя работать в ГОУ СПО в сентябре 2009 года молодым специалистом, я представляла себя исключительно «копилкой ценных знаний» для студентов, желая опробовать известные мне формы и методы обучения. Как оказалось, что на пути к профессионализму необходимо преодолеть ряд этапов. Я назову их: этап адаптации, самоактуализации и творческого преобразования. Первый – связан с трудностями методического, психологического и социального характера. Этап самоактуализации привнес небольшое состояние дискомфорта, тревожности, страх перед решением новых задач, желание оправдать возложенные задачи. Последний этап подсказал пути направления деятельности и собственного развития в будущем.

Я поняла, что особенно важно не только учить, но и самой иметь способность учиться и развиваться. Профессионализм педагога определяется не только его профессиональной пригодностью, но и саморазвитием, т.е. целенаправленным формированием в себе именно тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Профессионалом в своей области стать, несомненно, трудно, но все же легче, чем стать Личностью для студента.

Книжные знания и сухая информация – ничто без проявления человеческой души преподавателя. Любая тема занятия все равно преподносится через призму человеческих отношений, законов мироздания, законов гармонии и любви. И самое сложное – это не разработать урок, не провести занятие, не устроить коллоквиум, а расположить студентов, мотивировать, настроить на учение, пригласить к сотрудничеству.

Главное для преподавателя – быть счастливым! Несчастный, утонувший в заботах и депрессии, человек никогда не воспитает счастливого студента. Современный педагог – человек, способный улыбаться и интересоваться жизнью студента. Профессия преподавателя стала для меня возможностью самореализация личности, приносит удовлетворение и новую энергию. Личность преподавателя – важнейшее условие эффективного обучения и воспитания. Как мне кажется, без интереса к личности нет и интереса к предмету, личность сегодня как средство активизации интереса к предмету.

Главные качества педагога – выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах обязан сохранить за собой ведущее положение. Срывы, повышение голоса, растерянность и беспомощность педагога помогают ему потерять авторитет в глазах студентов. Необходимо это помнить и не опускаться до обид на студентов. Очень важно систематически и непременно справедливо оценивать знания, умения, поступки учащихся. Только человек уважаемый будет способен оказывать влияние. Преподаватель сегодня это помощник, советчик и союзник для студента.

Исходя из всего этого, я рассматриваю урок как совместный труд детей и педагога. Успех труда определяется теми отношениями, которые сложились между преподавателем и студентом. Использование устрашения (двойками, вызовом родителей) как метода поддержания дисциплины мне кажется наименее эффективным. Пусть таким способом преподаватель добьется послушания и дисциплины, но потеряет самое главное – доверие и увлеченность студентов предметом.

Каждый гражданин учился, учится или будет учиться. Каждому из нас нужен хороший преподаватель. Одни находят его в себе, другие – во внешнем мире. Многие обретают учителя в книгах, музыке, танцах, религии, поэзии. Одни учатся на своих ошибках, другие – на чужих. Мы взаимодействуем с социумом, с окружающей средой и пытаемся научиться чему-то у них. Одни из нас становится хорошими педагогами, у других этого не получается. Кому-то способность учить дана свыше, а кто-то, даже с заслуженными титулами, званиями и должностью так и не способен научить. От того, какой педагог встретится на пути человека, зависит его увлеченность предметом, его мотивация, умение искать и находить новое.

пусть, не смотря на нашу политическую и экономическую ситуацию в стране, профессия – Педагог снова зазвучит гордо!

Если подсчитать общее количество лет, что я учусь в своей жизни, то вместе со школой получается, что вот больше 20 лет я чешу зубки о научный гранит. Студенткой я стала неожиданно для себя, когда, просто «решив попробовать» поступить, взяла и, совершенно не напрягаясь, поступила в колледж после 9 класса. Так что пока мои одноклассники протирали юбочки с штанишки в 10 классе, я уже экстерном изучила и 10 и 11, причем весьма успешно. Еще три года на освоение профессии и… здравствуй ВУЗ. Признаться, даже тогда я так и не могла определиться, не имела ни малейшего понятия о том, кем хочу стать в жизни. Слова о «престижности» и «модности» специальностей совершенно сбивали меня с толку и помогали только еще больше запутаться. Да и как можно понять «нравится-не нравится», пока не начнешь изучать. Так что выбор профессии всегда риск, а риск – дело благородное.

Поступала сразу в три ВУЗа: экономический, педагогический и литературный. Решила: как судьба распорядится, так и будет. Где-то взяток, где-то связей не хватило… поступила. В 2009 году стала дипломированным специалистом с высшим образованием, преподавателем в Московском колледже. Надо заметить, что и экономика, и психология, и мое стихописательство ни на минуту меня не оставляли на протяжении всех лет учения в колледже и ВУЗе. Наоборот, получая образования, я только еще сильнее убедилась, что эрудиция и широкий кругозор еще никому не вредили.

Иногда мне задают вопрос о том, чтобы я изменила, если бы опять оказалась за школьной партой. Проделала бы я снова такой путь: школа – колледж – ВУЗ? Конечно! В придачу я бы еще на танцы записалась и на курсы английского языка. ИМХО сегодня мне жаль время, которое когда-то я потратила впустую. Наша жизнь и так полна ненужных знакомств и бесцельно проведенных вечеров, как сказал кто-то из великих.

Если хочешь чего-то добиться, надо действовать здесь и сейчас, не дожидаясь «хорошей погоды» или чьего-то благосклонного расположения. Откладывая все на потом, будет трудно добиться своих целей. Пусть сложно, но все же надо окружать себя людьми «комфортными», приятными, т.е. такими, с которыми хочется общаться. И главное – воля и решимость, преданность своим убеждениям и ценностям.

Для современного студента я бы выделила два правила. Во-первых, окружить себя достойными людьми – из них получатся потом отличные спутники по жизни и, во-вторых, занять себя постоянным развитием и самообразованием. Оглядываясь назад, я с великой радостью констатирую тот факт, что практически все, чему я училась, мне сейчас пригождается по жизни:

- психология и умение общаться учит обращать внимание на невербальные сигналы собеседника,

- делопроизводство и умение грамотно составить текст, помогает написать документ, расположить и оформить реквизиты,

- стенография и слепой десятипальцевый метод набора – без них я себя вообще уже не представляю (!), я бы год печатала диплом и постоянно кричала преподавателям «подождите, я не успела записать вашу гениальную мысль»,

- педагогика – теории и методы обучения, возрастные особенности детей и подростков, умение «выступать» и привлекать внимание аудитории,

- математика развивает мозг, черчение и стандартизация дают нам элементарные инженерные знания, актуальные и сейчас,

- информатика и умение работать с приложениями – это сегодня как «уметь дышать» – обязательные и необходимые знания… можно продолжать бесконечно.

Соглашусь, что бывают люди, у которых весь этот кладезь знаний пылится девственным на дальней полке мозга, пока совсем не растворится за ненадобностью в старческом маразме. Но не даром же говорят, что высшее образование – это то, что остается у нас, когда мы забываем все, чему нас учили. Образование сегодня – это статус, это, если хотите, определенная страта в обществе. Образование – это сила! А Вам известно, что к сильным людям всегда тянутся другие?

Когда я была студенткой… я училась. Пусть на первом курсе университета я не просыпалась каждое утро с мечтой стать преподавателем. Но надо изучать, чтобы выяснить и осознать свой интерес, отношение к предмету! Сейчас буду рассуждать как старушка и напишу, что «молодежь» обленилась, она потеряла самое главное – мотивацию к учению. Их можно обвинять и все сваливать на них, студенты обленились, студенты ничего не хотят… Так проще, не правда ли? А можно начать урок с того, что рассказать о том, как можно применить знания, которые сегодня они получат. А можно поставить их в нестандартные ситуации и предложить найти выход. А можно попросить найти их что-то в интернете к уроку – с удовольствием согласятся(!).

Годы студенчества – самые лучшие воспоминания. Эти волнения, сердцебиение и шпаргалки… эх, знать бы тогда, сколько еще экзаменов мне предстояло сдать, сколько курсовых написать и сколько раз на сцене оказаться. Студенчество – это не только заполнение ячеек мозга информацией, это эмоциональное и личностное развитие, формирование собственных точек зрения, рефлексия себя и происходящего вокруг. Студенчество – это то, что должно непременно быть в жизни у каждого.


И завершить свое повествование хочется собственными строчками из стихотворения

«Четыре года пролетели точно сказка»:

Вы отчитали лекций нам часы…

Нет! Так сказать я не имею право!

Вы дали нам уроки доброты,

Учили жить, учили мыслить здраво.

Вы научили нас теплу и красоте,

Быть Человеком, добиваться цели,

Найти свою дорожку в пустоте,

Мы помним все, что Вы сказать сумели.

Хотите принять участие в конкурсе?

Конкурс эссе: Мое призвание - педагог

ДА

Отзывы

Нет отзывов. Станьте первым! Оставить свой отзыв

Оставить отзыв

Необходимо авторизоваться!