Классиков нужно прочесть еще в школе

  Перспективы в образованииЕще летом текущего года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал исследование о том, что в 2014 году россияне стали читать больше — в среднем 4,55 книги за три месяца, тогда как год назад этот показатель составлял 4,23, а в 2011 году — 3,94. Однако эта цифра по-прежнему не превышает уровень двадцатилетней давности: 5,14 книги в 1992 году. Чаще других к литературным произведениям обращаются женщины (5,07 прочитанных книг, что заметно выше показателя мужчин — 3,76 книги), жители городов-миллионников (6,26). Представители старшего поколения читают значительно больше, нежели молодые люди: если респонденты старше 60 лет прочли за последние несколько месяцев в среднем 5,28 книги, то 18–24-летние — лишь 3,56.

Перспективы в образованииНаибольшей популярностью среди населения пользуются романы о любви — их выбирают 13% опрошенных. На втором месте по популярности — книги по истории, им отдают предпочтение 11% опрошенных. Также россиян привлекают детективы: зарубежные (9%), «русские женские» (9%), а также отечественные детективные боевики (8%). 

Перспективы в образовании

Произведения классической литературы (русской или зарубежной) выбирает каждый десятый участник опроса (9%). Еще 9% опрошенных указали, что выбирают фантастику.
Литературные издания для детей читают 8% опрошенных. Еще 8% — издания о красоте, здоровье и психологии. Мемуары читают 7% респондентов. Еще 7% — художественные произведения современных авторов. Книги по домашнему хозяйству и работе на приусадебных участках предпочитают 6%. К научной и профессиональной литературе обращаются еще 6% участников опроса, причем в большей степени молодые люди. О том, что практически не читают книг, сообщили 35% опрошенных.

  Однако на днях ВЦИОМ представил данные о том, к каким отечественным писателям россияне вновь обращались после окончания школы, знают ли, кому принадлежит авторство классических произведений русской литературы, и какие произведения Лермонтова пользуются наибольшей известностью.

  Как оказалось, после окончания школы россияне чаще всего перечитывали Пушкина (13%) и Толстого (13%), причем за пять лет ситуация практически не изменилась (14% и 11% в 2009 г., соответственно). Книги Перспективы в образованииДостоевского вновь привлекли внимание 7% опрошенных. К произведениям Лермонтова не один раз обращались 6% наших сограждан. Несколько реже сегодня говорят о том, что во «взрослой жизни» читают Гоголя (9% в 2009 г. и 5% в 2014 г.). К «читаемым» авторам также относятся Чехов (4%), Булгаков (3%), Тургенев (2%), Есенин (2%) и др. Половина участников опроса (53%) призналась, что не возвращалась ни к одной из книг русской классической литературы, однако за пять лет эта доля заметно сократилась (с 62% в 2009 г.).

  Отвечая на вопрос без подсказок о том, кто является автором ряда русских классических литературных произведений, 82% опрошенных точно сказали, что роман «Война и мир» написал Толстой. О том, что Гоголю принадлежит авторство «Мертвых душ» известно 68% опрошенных, а «Ревизора» — 58%. Каждый второй (55%) уверенно заявляет, что «Капитанскую дочку» написал Пушкин, тогда как «Полтаву» к его Перспективы в образованиипроизведениям причисляет лишь каждый шестой (17%). Половина респондентов (48%) твердо знает, что автором романа «Герой нашего времени» является Лермонтов (обучавшиеся в ВУЗах давали правильный ответ вдвое чаще малообразованных – 62% и 29%). А вот драму «Маскарад» и поэму «Демон» связывает с ним только четверть опрошенных (24% и 23%, соответственно).

  Из творческого наследия Лермонтова наиболее известным является стихотворение «Бородино» — его читали 80% россиян: в том числе 58% — в ходе школьного курса литературы, но сегодня плохо его помнят, а 22% обращались к нему ни один раз и его содержание им хорошо знакомо. Популярностью также пользуются поэтические произведения «Парус» (18% знают, о чем данное стихотворение, 51% — проходили его в школе, но детально его содержание им неизвестно), «Смерть поэта» (14% и 51%, соответственно). Поэму «Мцыри» читал 71% респондентов (58% — проходили в школе, а 13% — перечитывали ее неоднократно).

Перспективы в образованииГероя нашего времени» читали три четверти опрошенных (74%), однако «поклонниками» романа (перечитывавшими и знающими его хорошо) можно назвать лишь 16% респондентов (58% проходили на уроках литературы, но слабо помнят, о чем он). Менее популярными, согласно данным опроса, можно считать «Маскарад» (его читали 43%, тогда как не «брали в руки» 48%, в том числе 23% никогда не встречали это название) и «Демона» (40% детально знакомы с содержанием, а 53% - никогда даже не пробегали глазами эти строчки, в том числе 27% — вовсе не слышали о нем). Хуже всего респонденты осведомлены об одной из ранних поэм Лермонтова «Хаджи Абрек»: половина (50%) ничего о ней не знает, 10% — только слышали название, читали 23% (19% — в школе, 4% — неоднократно).

  Интересно, что согласно исследованиям нейрофизиолога Грегори Бернс (университет Эмори) книги, которые читает человек, влияют на его мозг.

  Принять участие в опыте ученого, который прошел еще в декабре 2013 года, согласился 21 доброволец. С помощью метода магнитно-резонансной томографии проводилось исследование центральной нервной системы этих людей на протяжении 14 дней.

  Первые 5 дней мозг сканировался в состоянии покоя, для определения особенностей его нормального функционирования у каждого конкретного человека. В следующие 9 дней подопытным предлагали перед сном почитать книгу. Было подобрано произведение Роберта Харриса «Помпеи», в котором в художественном стиле повествуется о настоящих событиях. Вечером надо было прочитывать по 30 страниц, а после сна в 5.00 утра проводилась томография, с помощью которой фиксировались изменения в активности отдельных участков головного мозга.

  В результате было выявлено, что чтение книги приводило к изменениям в активности отделов мозга, отвечающих за осознанную мыследеятельность, поскольку человек стремился понять суть описанного в романе и составить целостную картину событий.

  Также наблюдалось повышение «теневой активности», связанной с неосознаваемыми процессами. Изучение локализации изменений привело к выводу, что на подсознательном уровне человек идентифицирует себя с героем книги, буквально переносится в его тело и становится им на момент чтения.

  Притом след от прочитанного характеризовался устойчивостью, то есть книга оказывала не сиюминутное воздействие, а действительно меняла человека.

  Аналогичные эксперименты провели и с другими книгами — для сравнения были взяты популярные «Как стать богатым» и «Как стать здоровым». Эти книги, как оказалось, не воздействуют на человека таким образом, поскольку во время их чтения чаще всего люди не входят в требуемое состояние.

С уважением, редакция «УчисьУчись.рф»

Поделиться

Ссылки по теме:

Читайте также

Комментарии

Оставить комментарий

Необходимо авторизоваться!