Нестандартные уроки по литературе

Последние годы в практику школы прочно вошли нестандартные формы урока, они позволяют обеспечить занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности ученика и учителя, специфические особенности группы, активизировать познавательную деятельность, наладить процесс сотрудничества ученика и учителя. Такие формы урока как урок – концерт, урок – монтаж, урок – композиция, очень эмоциональны. Современной школе не хватает эмоциональности.

Эмоциональность, подъем высоких чувств – одно из необходимых условий полноценного урока литературы.

«Усиливающий потенциал» уроков литературы – требования современной школы.

  • 1.Введение
  • 2.Нестандартный урок – один из приемов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы.
  • 2.1.Урок – концерт
  • 2.2.Урок – композиция
  • 2.3.Урок – путешествие
    • А) Путешествие в мир поэта/писателя
    • Б) Путешествие по временам года;
    • В) Путешествие в старину.
  • 2.4. Урок – лекция
  • 2.5. Урок – семинар
  • 2.6. Урок - пресс-конференция
  • 2.7. Урок – диспут
  • 3.Заключение
  • Разумное использование нестандартных форм урока педагогической деятельности.

Всякая школа, прежде всего, должна показать человеку то, что в нем есть самого драгоценного, заставив его познать себя частицей бессмертного и живым органом мирового духовного развития человека.

К. Д. Ушинский

«Часами воодушевление, эмоционального подъема…» должны быть, по мнению А.Т. Твардовского, уроки литературы. Эмоциональность, подъем высоких чувств – одно из необходимых условий полноценного урока, на котором происходит постижение искусства.

Последние годы в практику школы прочно вошли нестандартные формы урока, они позволяют обеспечить занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности ученика и учителя, специфические особенности группы, активизировать познавательную деятельность, наладить процесс сотрудничества ученика и учителя. Такие формы урока как урок – концерт, урок – монтаж, урок – композиция, очень эмоциональны. Современной школе не хватает эмоциональности. Подавляющее большинство школьных уроков ориентированы на развитие мышления, логики, формирование различного рода умения, но как нужен нашим школьникам взлет чувств! И особенно важны высокий душевный подъем, эмоциональность, разговор «от сердца к сердцу» в том возрасте, когда душа особенно открыта для восприятия жизни, когда сильная и яркое впечатление может стать кирпичиком из фундамента созревающей личности. И мы должны зажечь искру интереса, пробудить мысль и чувство, помочь постичь образ, ведь мы преподаем искусство, и любой наш урок тоже должен быть произведением искусства, искусства педагогического.

Что представляют собой эти уроки?

Прежде всего, урок остается уроком: необычность урока не может быть самоцелью, она должна быть подчинена главному – обучать, воспитывать, развивать. И такой урок должен удовлетворять всем основным требованиям, к нему предъявляемым, то есть должен быть четким по структуре, не выпадать из системы уроков по теме. Вместе с тем, к нему нельзя подходить как к обычному школьному уроку. Он должен стать для ребят праздником, взлетом чувств. Такой урок, чтобы быть воспринятым, требует особого настроя класса, а эту «настроенность» очень трудно создать и очень легко разрушить. Но если урок удался, он может дать ученикам эмоциональный заряд надолго, определить верный душевный настрой, необходимость для понимания изучаемого поэта или писателя. Главная особенность эмоционально образных форм урока состоит в том, что несколько смещается равновесие между интеллектуальным и эмоциональным достижением литературного произведения на обычном уроке литературы, как и на любом другом: истории, математики, - школьник больше всего анализирует, думает, исследует, решает проблемы. Урок – концерт или урок – композиция главной своей задачей ставят воздействие на душу, пробуждение сильного и высокого чувства. Эмоциональный резонанс от такого урока необычно велик: душа ребенка словно распахивается настежь,«впитывая» все впечатления. Эти моменты погружения в мир прекрасного и есть средство нравственного и эстетического воспитания. Может показаться, что такие уроки недостаточно эффективны в плане развития учащихся, но это не так. За внешней необычностью, занимательностью сосредоточена большая внутренняя работа: активизируется воображение, получая толчок, пищу и направление развития, пробуждается творческий интерес.

Большинство нестандартных уроков требуют активнейшего участия учеников: исполнение и комментирование стихотворных произведений, введение программы. Особенно хорошо, если и в составлении самого сценария будет вложен их труд, их творчество. Дети могут участвовать в отборе стихов, поисках литературного, наглядного иллюстративного материала, музыкального сопровождения. Пусть далеко не все из предложенного войдет в урок, у школьников останется ощущение сотворчества, будет проходить столь необходимый перенос полученных на уроках знаний и навыков в творческую деятельность.

Перефразируя прекрасный тезис М.А. Рыбниковой: «От маленького писателя – к большому читателю», можно сказать, что такие формы урока ведут ученика от маленького литературоведа, сценариста, режиссера, актера – к творческой личности, воспринимающей и понимающей подлинное искусство.

Нестандартные уроки помогают учителю индивидуализировать работу, учитывать интересы учащихся, реализовывать их склонности и возможности. В разработке сценария может участвовать не весь класс, а лишь группа наиболее интересующихся литературой учеников. Но два условия обязательны. Во-первых, так или иначе готовиться к уроку должны все. Кто-то подберет музыкальное сопровождение, кто-то поработает над выразительным чтением стихотворения, другой – над комментарием к нему. Но дажетеученики, которые непосредственно в сценарии не заняты, к уроку готовятся: подбирают и работают над выразительным чтением других стихов данного автора или на данную тему, выполняют небольшие творческие задания. Если есть возможность, запланировать специальное время для их прослушивания. Если такой возможности нет, предусмотреть другие формы участия: во внеклассной работе, при проведении зачета, в оформлении поэтического уголка или альбома. Во-вторых, никтоиз школьников не должен знать всей окончательной программы, кроме, может быть, одного-двух ведущих, чтобы всем этот урок дал ощущение неожиданности, радости, чуда. Домашнее задание после такого урока также может быть дифференцированным: работа над статьей ученика, составлением хронологической таблицы при изучении жизненного и творческого пути поэта, запись названий услышанных на уроке стихов в хронологической последовательности, устный или письменный анализ стихотворений. Возможен и другой вариант – переключение учеников, не участвовавших впрямую в композиции или концерте, на самостоятельную творческую работу (сочинение-впечатление, заучивание наиболее понравившихся стихов).

Поделиться

Ссылки по теме:

Читайте также

Комментарии

    avatar-Марина Капаева
  • Марина

    6 июня 2020 г. 23:09

    дайте статью полностью пожалуйста)))))))))


    avatar-Марина Капаева
  • Марина

    6 июня 2020 г. 23:09

    )))))))))))))


Оставить комментарий

Необходимо авторизоваться!