Носителей русского языка будут сертифицировать

Минобрнауки России объявило Всероссийскую акцию «Я знаю русский язык», в рамках которой студенты и аспиранты смогут пройти добровольную сертификацию на уровень владения русским языком. Примечательно, что данная акция проводится на фоне бурных обсуждений и дискуссий об ошибках современных носителей русского языка.

Русский языкО проведении всероссийской акции "Я знаю русский язык" сообщило Минобрнауки РФ. Акция пройдет в 2015 году на площадках ВУЗов по всей стране, а ее старт намечен на Татьянин день - 25 января.  Координатором акции выступает Государственный институт русского языка им. А.С.Пушкина.

Об участии заявили уже более 20 ВУЗов. Студентам и аспирантам предложат задания на знание орфографии, пунктуации, синтаксиса, стилистики, культуры речи. Кроме того, нужно будет продемонстрировать навыки работы с текстом, сообщили в ведомстве.

Участники, успешно выполнившие задания, получат сертификаты и знаки отличия "Я знаю русский язык". Кроме того, по итогам проекта будет сформирована база данных студентов и выпускников, прошедших сертификацию. По мнению экспертов ряда кадровых агентств, такое портфолио станет отличным дополнением к резюме молодых соискателей при приеме на работу.

Акция направлена на повышение качества владения русским языком и культуры речи у студентов и выпускников ВУЗов. Планируется, что в дальнейшем акция станет ежегодной и охватит все ведущие российские университеты.

"Грамотность - одно из ключевых конкурентных преимуществ на рынке труда. Более 90 процентов работодателей отмечают, что при приеме сотрудников учитывают навыки устной и письменной коммуникации на русском языке. Данный сертификат станет "знаком качества", повысив конкурентоспособность выпускника", –  отметили в министерстве.

Русский языкПримечательно, что лекцию о проблемах русского языка на днях читал известный лингвист Максим Кронгауз. Как отмечает "АиФ", он прочел в Воронеже лекцию «Русский язык в XXI веке».

Максим Кронгауз в своей лекции сделал акцент на трех аспектах, которые стали предметом бурных обсуждений и дискуссий в современном русском языке: это осуждение любых, даже самых мелких ошибок; языковая привычка, которая становится культурной ценностью, и явления в языке, которые связаны с политической ситуацией.

«Я уверен, что вы слышали о Граммар Наци. Это целые сообщества борцов за грамотность. Наиболее частая фраза, которую можно услышать: «Я не Граммар Наци, но…». Самые больные точки – это правописание мягкого знака в сочетаниях «-тся/ться», даже целые сайты существуют, посвященные этой теме», – говорит ученый.

Языковая привычка стала вообще целым предметом дискуссии: на вопрос из зала о том, что делать с теми, кто «звОнит» и как к ним относиться, профессор ответил просто.

«Я с опаской отношусь к реформам языка. Против них всегда выступают образованные люди – журналисты, писатели. Ведь получается, что, в результате реформ, они становятся такими же неграмотными, как и остальные. Человек, который говорит «звонИт» выше, чем тот, который «звОнит». Знать, как говорить правильно, – предмет нашей с вами гордости. Я всегда привожу пример советского фильма, где академик учит свою домработницу говорить «не ложить, а класть», на что она резонно возражает: «Жить-то мне с теми, кто «ложит»!». Нормы важны для неких групп людей, в этом и прелесть для образованного человека. Языковая привычка – не только привычка, это уже некая культурная ценность», – объясняет филолог.  

Также, отвечая на вопросы слушателей, Максим Кронгауз остановился на англицизмах и влиянии на русский язык иностранных заимствований, к которым, как выяснилось, ученый относится нейтрально.

«Я не хочу быть учителем жизни, я – сторонний наблюдатель. Проникновение английского языка в различные сферы жизни, и не только в России, связано с таким явлением, как глобализация. Заимствования нужны, это что-то вроде прививки. Вы сами вряд ли быстро придумаете русский аналог к слову «дедлайн», и, скорее всего, вам придется описывать это понятие не одним словом, а двумя – окончательный срок», – поясняет  Максим Кронгауз.

Лингвист считает, что измерять грамотность не стоит, поскольку она лишь стала публичнее:  «Тексты в Интернете спонтанные, те, которые, чаще всего, не перепроверяются самим автором. Гораздо больше людей, по сравнению с СССР, получили возможность высказываться. Среди школьников уровень грамотности абсолютно точно понизился,  потому что они постоянно читают с экрана монитора, у них не формируется графический образ слова. Нужно стремиться к владению своей речью в широком смысле этого слова – и в устной, и в письменной речи», – подытожил Максим  Кронгауз.

 

Редакция "УчисьУчись.рф"

Поделиться

Ссылки по теме:

Читайте также

Комментарии

Оставить комментарий

Необходимо авторизоваться!