Особенности организации самостоятельной работы младших школьников.

При поступлении ребенка в школу, наряду с общением и игрой, в число ведущих видов выдвигается учебная деятельность. В развитии детей младшего школьного возраста этой деятельности принадлежит особенная роль. Учебная деятельность, в качестве самостоятельной, закладывается именно в это время и определяет во многом (если не сказать преимущественно) интеллектуальное развитие детей от 6-7 до 10-11 лет. В целом же с поступлением ребенка в школу его развитие начинает определяться уже не тремя, как было в дошкольном детстве, а четырьмя различными видами деятельности. В.В. Давыдов считает, что именно в пределах учебной деятельности ребенка начальной школы возникают характерные ему основные психологические новообразования. Эта деятельность определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой и общения [3].

Каждый из приведенных выше видов деятельности отличается своими особенностями в младшем школьном возрасте. Учение здесь только начинается, и поэтому о нем нужно говорить, как о развивающемся виде деятельности. При продуманном и разумном формировании процесса учебной деятельности можно добиться того, что уже к старшим классам школы ребенок полностью овладевает психологическими основами учения.

Главная нагрузка в данном случае распределяется именно на младший школьный возраст, когда образуются основные компоненты этой деятельности: учебные действия, контроль и саморегуляция.

Становление познавательной самостоятельности, активности особенно на уроках сегодня является особенно актуальной по причине непрерывного увеличения объема научной информации, процесса быстрого «старения» знаний. Острой остается сегодня необходимость развития умения и навыка самообразования школьников, развития их способностей самостоятельного накопления знаний, быстрого реагирования на всё новые «вызовы» жизни.

В различных дидактических трудах дается множество разнообразных трактовок и классификаций понятий самостоятельной работы. Рассмотрим подробнее, что ученик способен делать самостоятельно. Прежде всего он может получать знания, причем из разных источников. Кроме того, самостоятельность младшего школьника выражается в стремлении и умении самостоятельно думать, ориентироваться в новой для него ситуации, видеть вопрос, задачу и найти подход к решению. Самостоятельная работа отличается известной критичностью ума, способностью высказать свое мнение [4].

Поэтому стержнем самостоятельной работы представляется целесообразным назвать деятельность ученика, в процессе которой он преобразует известную информацию, добывает новые знания и умения, решает конструкторскую, творческую задачу и формирует учебные универсальные действия.

При этом, непосредственно понятие самостоятельной работы трактуется неоднозначно. В частности, самостоятельная работа определяется как такая работа, которая выполняется без непосредственного участия педагога, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время. При этом, ученики сознательно стремятся достичь поставленных целей, применяя свои усилия и выражая в той или иной форме результат собственных умственных или физических действий [1].

Самостоятельная работа, наиболее полно определяется А.И. Зимней. По ее мнению, самостоятельная работа является действием целенаправленным, внутренне мотивированным и структурированным самим объектом в совокупности выполняемых школьником действий и корригируемое им по процессу и результату деятельности. Выполнение самостоятельной работы определяется достаточно высоким уровнем самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, оно доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания, потому что:

1. В данном определении принимается во внимание психологическое понятие самостоятельной работы, которое воспринимается как саморегуляция, самоактивация, самоорганизация, самоконтроль и т.д. Самостоятельность в данном аспекте рассматривается как характеристика деятельности ученика в конкретной учебной ситуации и является постоянно проявляемой способностью достигать цели деятельности без посторонней помощи;

2. Акцентируется внимание на том аспекте, что самостоятельная работа связана с работой ученика в классе и представляет собой следствие правильной организации учебно-познавательной деятельности на уроке. А.И. Зимняя отмечает, что самостоятельная работа школьника является следствием его правильно организованной учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное расширение этой деятельности, углубление и дальнейшее продолжение в свободное время. Для педагога это значит четкое осознание не только своего плана универсальных учебных действий, но и осознанное его формирование у школьников в качестве некоторой схемы освоения учебного материала в процессе решения новых учебных задач. Но в большинстве своем самостоятельная работа представляет собой параллельно существующую занятость школьника по выбранной им из уже готовых программ или им самим разработанной программе усвоения определенного учебного материала;

3. Самостоятельная работа может рассматриваться как высший тип учебной деятельности, который требует от ученика довольно высокого уровня самосознания, рефлексии, самодисциплины, ответственности. Кроме того, самостоятельная работа должна доставлять ученику удовлетворение, как процесс, подразумевающий самосовершенствование и высокий уровень самосознания [2].

Эффективность учебного процесса познания также может определяться качеством преподавания и самостоятельной познавательной деятельности учеников начальной школы. Эти два понятия довольно тесно связаны между собой, но в данном случае необходимо выделить самостоятельную работу как ведущую и одновременно активизирующую форму обучения в связи с рядом следующих факторов:

1. Знания, навыки, умения, привычки, убеждения, духовность нельзя передавать от педагога к ученику, потому что передаются только материальные предметы. Каждый ученик овладевает данными категориями путем самостоятельной познавательной работы: прослушивание, осознание устной информации, чтение, разбор и осмысление текстов, критический анализ;

2. Процесс познания, который направлен на выявление сущности и содержания изучаемого материала подчиняется строгим законам, которые определяют последовательность познания: знакомство, восприятие, переработка, осознание, принятие. Нарушение последовательности приводит к поверхностным, неточным, неглубоким, непрочным знаниям, которые практически не способны реализоваться;

3. В состоянии наивысшего интеллектуального напряжения непременно меняется и формируется высокая культура личности, что и называется личностными результатами. Непосредственно самостоятельная работа формирует высокую культуру умственного труда, которая предопределяет не только технику чтения, изучение книг, ведение записи, но, в первую очередь, ума, потребность в самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти в глубь еще не решенных проблем. В процессе такой деятельности наиболее полно проявляются индивидуальные способности младшего школьника, его склонности и интересы, которые будут способствовать развитию умений анализировать факты и явления, учить самостоятельному мышлению, приводящему к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих убеждений, представлений, своей позиции [4].

Основные виды организации самостоятельной работы в процессе обучения младших школьников являются:

1. Работа с книгой. Это работа с текстом и графиче­ским материалом учебника:

  • составление плана ответа по прочитанному тексту;
  • поиск ответа на заранее поставленные к тексту вопросы;
  • анализ, сравне­ние, обобщение и систематизация материала нескольких параграфов.

2. Упражнения:

  • тренировочные, воспроизводящие уп­ражнения по образцу;
  • реконструктивные упражнения; со­ставление различных задач и вопросов и их решение;
  • различные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков.

3. Решение разнообразных задач и выполнение практических и лабораторных работ.

4. Различные проверочные самостоятельные работы, контрольные, тестовые работы.

5. Подготовка докладов и рефератов.

6. Выполнение индивидуальных и групповых заданий.

7. Рефлексия/анализ содержания материала

8. Домашние лабораторные опыты и наблюдения.

Все эти виды должен использовать учитель в начальной школе, для повышения уровня универсальных учебных действий.

Таким образом, самостоятельная работа представляет собой высшую форму учебной деятельности младшего школьника, являясь компонентом целостного педагогического процесса. Поэтому ее присущи такие функции, как воспитательная, образовательная, развивающая. Стержнем самостоятельной работы представляется целесообразным назвать деятельность ученика, в процессе которой он преобразует известную информацию, добывает новые знания и умения, решает конструкторскую, творческую задачу и формирует учебные универсальные действия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. – М., 1961
  • Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения//Справочник заместителя директора школы. – 2011. – №4.
  • Педагогический энциклопедический словарь. / Под ред. М.М. Безруких. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
  • Песняева Н.А. Учебный диалог – средство формирования УУД младших школьников//Управление начальной школой. – 2011. – №7.

Поделиться

Ссылки по теме:

Читайте также

Комментарии

Оставить комментарий

Необходимо авторизоваться!