Классика сюжетно-ролевых игр. Часть 1. Кукла

Обсуждаются развивающие возможности классических сюжетов игры в куклы для современных дошкольников. Родителям и педагогом ДОУ.

Кукла. Игра и не игра

В истории детской субкультуры сложились универсальные игровые сценарии с использованием кукол.

Ребенок традиционного общества, девочка и мальчик, в 5-7 лет могли позаботиться о младших братьях или сестрах – одеть, покормить, утешить. Игра в куклы была ответственной подготовкой.

В наше время детское сообщество практически не складывается, а взрослые «разучились» играть. Игры с куклами редко входят в семейную практику и программы дошкольного воспитания в своем классическом виде. Кукла в доме все чаще остается декоративным элементом, а в детском саду просто сопровождает познавательные, речевые, музыкальные и др. занятия, становится героем историй, которые разыгрываются с использованием заученных детьми стишков, песенок, сопровождаются познавательными или нравственными беседами воспитателя с детьми. Игра с куклой все чаще становится дидактическим инструментом воспитателя, а не средством проживания ребенком социальных ситуаций.

Родителям необходимо самим играть (а не беседовать, управлять и корректировать), постепенно уступая активные роли детям.

С чего начинается и чем заканчивается игра с куклой?

Получив куклу, ребенок часто не знает, что с ней делать.

Привлечь внимание ребенка к ней как игровому предмету, условно одушевленному, помогает приписывание кукле потребностей и эмоциональных состояний. «Смотри, какая Маша грустная, она есть хочет». За этим следует предложение сделать что-то: «Давай ее покормим». После выполнения игровых действий необходимо эмоционально оценить результат: «Вот теперь Маша улыбается. Можем пойти…».

Со старшими детьми замысел сложней, но все равно важно опираться на воображаемые потребности игрушек: «Куклы заскучали. Они хотят в гости. Давай, устроим для них праздник?», а эмоциональным итогом игры «В гости» может стать рассматривание кукольного семейного фотоальбома с фотосессией этой игры. «Какие нарядные! Какие веселые! Как всем понравилось угощение!».

Игровые ситуации с куклами

  • Одевание куклы. Развитию моторики пальцев малышей помогут различные застежки, кнопки, липучки и пр. У старших ребят эта ситуация комбинируется с другими и входит в сюжет «Дочки-матери». Старшие дошкольники охотно примут кукольный показ мод, новогодний маскарад кукол или русский хоровод, фестиваль народов мира и пр., с изготовлением костюмов и обогащением сюжета. Внимательному взрослому открывается заботливое («надень шапку, осень, холодно») или командное отношение ребенка к более слабому существу («быстро надела, кому говорю!»).
  • Кормление, купание, прогулки. Эти игровые ситуации позволяют не только приписывать кукле желания и эмоции, но и присваивать условные значения предметам (щепочка - «это будет ложка»), вводить воображаемые предметы (душ, поезд). Для малышей это самостоятельная игра, а старшие, у которых игровые умения уже сформированы, комбинируют угощение, прогулки, ситуации праздника, приема гостей. Диагностично, как дети принимают гостей, сервируют стол (считают ли нужными рюмки, солонки, салфетки), как игрушки развлекаются за столом, о чем разговаривают, что делают на прогулке.
  • Знакомство кукол. Младшие осваивают простейшие игровые диалоги, а старшие могут поиграть в «Куклы пошли в школу» и получить опыт, который поможет им познакомиться со своими будущими одноклассниками.
  • Куклы в кино, театре, цирке - в качестве зрителей и артистов. Вдохновляющий старый мультфильм «Машенькин концерт» поможет придумать и поставить интересные номера, в которых пригодятся и особые способности современных кукол (Бэтмен, Человек-паук, трансформеры).
  • Укладывание куклы спать – способ обыграть с ребенком алгоритм его собственного приготовления ко сну. Предлагает ли он кукле прибрать одежду? Укрывает ли? Советует ли закрыть глазки, уменьшает свет или выключает вовсе? Читает кукле книжку-малышку? Поет колыбельные? Говорит, что будет рядом? «Утром встретимся. Приятных снов».
  • Игры по сказочным сюжетам или совместно придуманные приключения кукол разыгрывают уже опытные игроки.

Сверстники постепенно вытесняют кукол, так как способны говорить своим голосом, двигаться, импровизировать, развивать сюжет.

Поделиться

Ссылки по теме:

Читайте также

Комментарии

Оставить комментарий

Необходимо авторизоваться!