Значение семейного чтения в духовно-нравственном становлении личности ребенка

Важность чтения в жизни человека настолько очевидна, что каждый из вас наверняка хотел бы, чтобы его ребенок любил читать.

Именно в возрасте 5-6 лет определяется, кто в дальнейшем будет читателем, а кто - нет. Поэтому на этой возрастной ступени особенно важно приобщить ребенка к золотому фонду детской книги.

Интерес к книге и проблема чтения дома

К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать, у них снижается успеваемость т.к. дети еще в дошкольном возрасте не научились воспринимать информацию, только потому что не научились слушать и обрабатывать полученную информацию.

Домашние чтение – одно из средств духовно- нравственного воспитания, при этом оно не только обогащаете детей и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи.

Семья важный элемент системы образования, где системообразующей основой являются традиции, обычаи, предания. Вот почему семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а, следовательно, средство духовно-нравственного воспитания личности.

  1. Читать вместе – это огромный труд, но, когда вы читаете, ваши дети фантазируют, создают красочный мир, в котором живут их друзья – литературные герои.
  2. Когда вы читаете вслух, вы делите с ребенком не только время, но и интерес, вы рассуждаете, обсуждаете прочитанное.
  3. Когда вы читаете, вы учите ребенка слушать, слушать долго, и не прерываясь, слушать вдумчиво и внимательно.
  4. Чтение хорошей детской книги всегда приятно: помогает лучше понимать своих детей и вновь возвращает вас в мир своего детства.

Таким образом, необходимо с дошкольного возраста приобщать ребенка к книжной культуре. Воспитывать внимательного слушателя, умеющего принять нужную информацию, переработать ее.

Ни для кого, ни секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать. Ранний возраст - это благодатное время для того, чтобы развить в своем ребенке любовь к книге и чтению.

Что даёт ребенку начитанность?

Возрождение традиции семейного чтения как культурной нормы развития ребёнка – одна из важнейших задач образования детей. Роль в формировании ребёнка велика.

  • Книга объединяет поколения. Книги помогают развивать особую связь между ребенком и родителями. Хорошую детскую книгу можно читать вслух. Процесс совместного чтения способствует духовному обогащению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности.
  • Благодаря чтению развивается речь ребенка и его словарный запас. Книга учит дошкольника выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми. Умение грамотно строить предложения;
  • Книги воспитывают внимательного слушателя, умеющего принять нужную информацию, переработать ее; способствуют формированию у детей способности активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.
  • Чтение развивает мышление. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.
  • Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.
    Сказка дает простор для воображения. Чем больше мы читаем ребенку, тем больше у него развивается воображение. Жизнь ребенка наполняется различными воображаемыми персонажами литературных произведений и это очень здорово!
  • Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Из книг и журналов ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.
  • Книга будит эмоции и помогает понять себя и других. Книги позволяют ребенку познать самого себя. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют также, как он. Книги помогают детям понять других. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают и избавляются от предрассудков.
  • Книга побуждает к нравственным поступкам. Книги - ценный источник знаний о нормах поведения. Книга воспитывает личность и формирует нравственные качества. Переживания героев помогают личности отделить добро от зла, получить важные нравственные ценности. Книга позволяет усваивать нормы поведения и передает знания от одного поколения к другому. Очень многие произведения, которые написаны для детей дошкольного возраста, формируют у них правильное отношение к природе, умение бережно обращаться с живыми существами; формируют положительное отношение к труду, формируют знания о труде взрослых, об организации трудовой деятельности.
  • Книги формируют самообразовательные навыки. Приобщившись к чтению, ребенок освобождается от зависимости и опеки взрослых. Он начинает понимать, что книжный мир – увлекательный и огромный, в нем можно путешествовать бесконечно, ребенок идет в библиотеку, учится разбираться в структуре книги, пользоваться справочниками, энциклопедиями, формулярами. Это очень помогает в учебной деятельности. Ребенок знает, какой бы вопрос не возник, ответ можно найти в волшебнице-книге, которая мудрее всех. Ребенок учиться пользоваться информацией и исследовать ее.
  • Помогают познавать искусство живописи благодаря иллюстрациям. Дети учатся замечать различие в творческой манере каждого художника, развивается интерес к оформительской работе.
    В последующем дети сами используют знакомые приемы рисования для передачи в рисунках выразительных, образов.

Поделиться

Ссылки по теме:

Читайте также

Комментарии

    avatar-Елена Крылова
  • Елена

    1 ноября 2016 г. 9:35

    Как раз в возрасте 5-6 лет по моему ребенку ясно было видно, что он не станет читателем. Тянулся больше к планшетам и компьютерам с играми, а книжка была так, полистать на 5 минут, если там картинки красивые. Так что семейные чтения были вынужденной мерой. Но в итоге в 9 лет наш школьник получает награды в качестве самого активного читателя детской библиотеки!


Оставить комментарий

Необходимо авторизоваться!