Открытые направления тем итогового сочинения 2016-2017 учебного года: особенности и критерии оценки

 Все ближе и ближе декабрь. А значит, итоговое сочинение. И родители, и дети переживают. Ведь не каждый владеет одинаково умением рассуждать, приводить аргументы. Да и критерии оценивания пугают. Все ли так страшно, как кажется? Думается, что нет. Надо просто знать кое о чем и выполнить некоторые требования.

Открытые тематические направления

Эти направления, разработанные специалистами, в интернете уже опубликованы. Каждое из них включает два противоположных понятий. За счет чего ребятам проще будет по-разному формулировать темы сочинений и подыскать для аргументов литературу.

Именно в соответствии с этими направлениями будет создан закрытый список тем для сочинений. В комплекте будет 5 тем (по одной из каждого из 5 общих тематический направлений). Как над ними работать?

Разум и чувство

Здесь нужно поделиться размышлениями о том, как они влияют на устремления человека его поступки. То ли в единстве обе составляющие можно рассмотреть, то ли в противоборстве.

Эта тема затронута многими писателями, чьи персонажи часто должны делать выбор между чувством и разумом.

Честь и бесчестие

Речь о противоположных, связанные с нашим выбором понятиях. Или оставаться совестливым, следуя принципам морали, или быть лжецом, предателем и лицемером.

Произведения многих авторов содержат изображение разных наших проявлений – начиная верностью нравственным правилам, кончая моральным падением личности.

Победа и поражение

Здесь о них надо порассуждать и социально-историческом конспекте, и с нравственно-философской точки зрения, психологической. Размышления можно связать с тем, что из конфликтных ситуаций случается в жизни людей, державы, планеты, или с борьбой, которая происходит внутри человека.

Эти понятия, точнее, относительность их, часто описываются в литературе. Ведь в жизни и в истории немало был и побед, и поражений…

Опыт и ошибки

Здесь уместны размышленья про ценность чьего-то духовного и практического опыта, или страны, мира, о том, что цена ошибок в поисках жизненного опыта может быть высокой и оправданной, и наоборот.


В литературе много примеров того, как опыт и ошибки взаимосвязаны. Скажем, опыт, который предотвращает ошибки, или ошибки, которые помогают двигаться по жизни дальше, или приводят к трагедии, и пр.

Дружба и вражда

Здесь надо размышлять о том, сколь ценна человеческая дружба, как достичь взаимопонимания между людьми, в обществе, о тот, откуда берется вражда и пр.

Во многих произведениях пишется о прекрасных человеческих отношениях, которые могут перерасти во вражду, или неприязни, которая научит человека бороться с конфликтами, или наоборот, а также о том, как ценить дружбу и др.

Критерии оценивания сочинения

Их тоже 5.

  • Соответствие теме: это проверка содержания, которая достигается путем рассуждения выпускника на предложенную тему или по проблеме, раскрытия темы, ответами на вопросы, поставленные в ней и др. Если нет соответствии теме, ставится незачет.
  • Аргументация. Привлечение литературного материала: поможет проверить ученика на предмет использования литературы для выстраивания рассуждений и аргументации (используя не менее одного произведения мировой или отечественной лит-ры), его способности выбирать путь для ее применения и др. Если этого нет, если содержание произведении искажено, или оно лишь упоминается в работе, ставится незачет.
  • Композиция: здесь проверяется способность выпускника логично рассуждать на предложенную тему, используя аргументы, максимально строя соотношение между тезисом и доказательствами. При грубых логических ошибках, мешающих понимать смысл сказанного, при отсутствии тезисов и доказательств ставится незачет.
  • Качество речи: проверяется речевое оформление сочинения. Выпускнику следует грамотно выразить свои мысли с помощью лексики, грамматических конструкций, терминов. Но не речевых штампов. При низком качестве речи, когда сложно понять смысл сочинения, ставится незачет.
  • Грамотность: незачет будет поставлен при наличии любых ошибок, затрудняющих понимание и чтение сочинения. .

На работу с сочинением будет отведено 235 минут. За это время надо написать текст с 350 словами. Работа, написанная с менее, чем 250 слов, не считается выполненной.

Поделиться

Ссылки по теме:

Читайте также

Комментарии

Оставить комментарий

Необходимо авторизоваться!