«Спокойствие, только спокойствие!»

На календаре май – а это самый сложный месяц для выпускников школы. Совсем скоро Единый Государственный экзамен. Паника, переживания, бессонные ночи и зубрежка, а после томительное ожидания результатов. Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ 4 Людмила Васильевна Тарасова как никто знает все тонкости ЕГЭ: больше 30 лет работает в школе, с 2000 года почти ежегодно готовит выпускные и предвыпускные классы. Людмила Васильевна рассказала нам о главных сложностях экзамена по русскому языку, об его успешной сдаче и о важности чтения.

- Людмила Васильевна, что повлияло на ваш выбор профессии учителя?

- Выбор профессии был предопределен, убеждена, призванием. С 1 класса мечтала стать только учителем – учителем начальных классов! 1 сентября 1977 года увидела школу, класс, первую учительницу Валентину Николаевну – и любовь к школе навсегда! И вот я 31 год работаю в школе учителем: из них 2 года учителем начальных классов, 29 лет учителем русского языка и литературы.

- Вы помните, как началось ЕГЭ? Какими были первые экзамены?

- ЕГЭ как единственная форма государственной (итоговой) аттестации в школе начался в 2009 году. (С 2001 ЕГЭ был введен в качестве эксперимента в отдельных регионах). Система подготовки к ЕГЭ тогда еще не была выработана.

 - Какая форма экзаменов лучше: ЕГЭ или устные, как было раньше?

- На мой взгляд, на сегодняшний день ЕГЭ – одна из оптимальных форм школьной аттестации. Конечно, этот экзамен требует совершенствования. Устная форма экзамена может успешно использоваться ВУЗами в качестве внутренних (дополнительных) – по необходимости.

- В чем заключается сложность ЕГЭ по русскому языку?

- Больших затруднений ЕГЭ по русскому языку у выпускников не вызывает (при условии систематических занятий). Одно из наиболее сложных заданий – орфоэпические нормы. К сожалению, в звучащей речи (дома, на работе, по ТВ) немало ошибок в постановке ударения в словах. В сочинении выпускники чаще всего допускают грамматические (построение предложения) и речевые ошибки.

- За ваш опыт подготовки учеников к ЕГЭ по русскому языку были высокобальники?

- Всего с 2011 по 2019 год было около 50 выпускников, сдавших ЕГЭ по русскому языку. Из них примерно 30-40% - это высокобальники. В 2016 году одна выпускница набрала целых 98 баллов.

- В чем заключается успешная подготовка к ЕГЭ, чтобы получить высокий балл по русскому языку?

Во-первых, это систематический труд: самостоятельно 70%, помощь педагога 30%. Во-вторых, при возможности и/или необходимости обратиться за помощью к «своему» репетитору. В-третьих, необходимо завести тетрадь для подготовки к ЕГЭ: записывать (вклеивать) теоретический материал, всю необходимую информацию (схемы, таблицы, примеры и др.). Эта тетрадь станет личным справочником при выполнении тренировочных заданий. Этот материал необходимо структурировать по разделам, заданием ЕГЭ.

Конечно, нужно больше практики: выполнять тренировочные задания ЕГЭ в сборниках, на сайтах ФИПИ и других. Надо не забывать использовать сборники тренировочных заданий разных авторов (лучше 2-3), уметь концентрироваться на учебной деятельности (не отвлекаться на социальные сети и подобное).

Среди важных советов есть и такие: соблюдать режим дня и режим питания, разумно чередовать занятия и отдых. И, главное, верить в свои силы (но самоуверенность тоже может навредить)!

- А высокий балл – всегда ли показатель хорошего знания языка?

- Я уверена, что высокий балл на ЕГЭ – как правило, показатель хорошего знания языка (ведь принцип «угадай-ки» уже несколько лет исключён).

- Можно ли подготовиться без репетитора?

- Без репетитора к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку можно подготовиться, но будет сложнее.

- Важно ли уметь писать сочинения для ЕГЭ по русскому?

- Да, конечно, сочинение на ЕГЭ по русскому языку оценивается по критериям, которые выпускники хорошо знают. Существует множество шаблонных фраз, которые можно уместно использовать. То есть можно сказать, что сочинение на ЕГЭ по русскому языку отчасти схематичная. И всё-таки учиться писать сочинение важно! Именно тренировка в написании сочинений (их рекомендуем во 2 полугодии 11 класса написать не менее 8-10) формируют умение точно и выразительно передавать свои мысли, помогает избегать грамматических и речевых ошибок. Практика написании сочинений необходима! Напомню тем, кто хочет успешно написать сочинение, ещё одном хорошем «упражнении» - чтении хороших книг!

- Замечаете ли вы, что ученики стали меньше читать?

- Наверное, современные ученики чуть меньше читают, чем, например, их родители в этом возрасте. Думаю, что злую шутку сыграли гаджеты (многие дети «зависают»/«залипают» в соцсетях, время тратится на виртуальное общение).

- А те, кто много читает, грамотнее?

- Безусловно, чтение литературы делает человека образованнее, у него шире кругозор, с ним интереснее общаться. Чаще всего начитанный человек грамотно (без орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых ошибок) пишет.

- Сильно ли отличаются результаты ребят на пробных экзаменах и на настоящих?

Как правило, результаты пробных и настоящих ЕГЭ сильно не различаются. Кто-то незначительно улучшает результат, у кого-то он чуть ниже.

- Какой совет вы бы дали всем выпускникам нынешнего года?

– Спокойствие, только спокойствие! Главное помните: терпение и труд все перетрут!

Автор: Полина Хитрова

Поделиться

Ссылки по теме:

Читайте также

Комментарии

Оставить комментарий

Необходимо авторизоваться!