Как выработать свой стиль общения на занятиях

Работа учителя ‒ это прежде всего общение, ведь только через слово, лично обращаясь к детям, он может передать им свои знания, привить какие-то навыки. Активно внедряющиеся сейчас в педагогическую практику технологии дистанционного обучения могут быть лишь дополнением к основной педагогической работе, фактором, повышающим ее эффективность. Они не должны заменять традиционный путь получения знаний, когда они непосредственно передаются "из рук в руки." И если студенты высших учебных заведений и старшеклассники могут получить реальную пользу от обучения на расстоянии, то для младших школьников и детей среднего школьного возраста непосредственный контакт с учителем необходим.

Любые педагогические методики пишутся в расчете на некоего "усредненного" ученика, а обучать нужно конкретного ребенка, с его неповторимой психикой и присущими только ему особенностями характера, темперамента, способа восприятия внешнего мира. И личность педагога для такого ребенка важна: он обязан помочь ему найти свою "дорожку" к миру, не заплутав среди штампов и стандартов.

Что такое стиль общения и зачем он нужен?

Стиль общения – это не просто манера речи, а целый "ансамбль" переменных: в нем участвует и мимика, и жесты, и умение вступать в диалог на равных. Безусловно, важным моментом в стиле общения является позиция, которую выберет себе учитель: будет ли он для детей другом, наставником или судьей? Выделим главные составляющие, из которых складывается стиль общения педагога.

 

  1. Особенности речи (предпочтительные словесные конструкции, степень образности речи, преобладающие интонации и активный словарный запас).
  2. Психологическая дистанция, на которой обычно поддерживается общение с учениками (она проявляется, в частности, в степени открытости педагога, в том, какую часть информации о своей личности он готов передать собеседнику).
  3. Степень активности в диалоге и способы проявления этой активности (то, каким образом ученик побуждается к общению, приемы, которые служат для направления диалога в нужное русло и т.д.).

 

Вырабатывая собственный стиль общения, необходимо опираться на собственные личностные качества. Приемы, эффективно работающие у одного, могут не принести никакого эффекта у другого, если они не органичны.

Что нужно делать преподавателю, чтобы отыскать «свой» стиль?

 

  1. Первое. Нужно "начать с себя" и попытаться сначала узнать не детей, но себя. Умение посмотреть на себя со стороны, то есть рефлексия позволяет выявить сильные и слабые стороны своей натуры и выработать свой подход.
  2. Второе. Использовать метод проб и ошибок. Можно попробовать перейти с "короткой ноги" на "длинную" и наоборот без ущерба для учебного процесса. Самокритичность, способность признать ошибки позволяет скорректировать свою линию поведения.
  3. Третье. Работать по принципу направленности на конкретную деятельность – назовем его принцип уместности. Нужно всегда помнить, что стили общения на уроке литературы и на школьном утреннике будут отличаться, что связано с различной ситуацией общения.

 

Не следует забывать, что профессия педагога ‒ не просто род деятельности, но и призвание. А выработанный стиль общения – больше, чем инструмент: это часть личности, с которой нужно бережно обращаться.

Поделиться

Ссылки по теме:

Читайте также

Комментарии

Оставить комментарий

Необходимо авторизоваться!