КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ЗПР

По данным разных авторов дети с задержкой психического развития – одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Очень часто, большую часть детей начинают классифицировать, как детей с ЗПР достаточно поздно, на пороге школьного обучения, в 5-6 лет. И уже в младшем школьном возрасте, дети с диагнозом ЗПР составляют больше 50% от всего числа неуспевающих школьников [1].

Изучение особенностей развития детей с ЗПР активно развернулось в советской дефектологии 60-х годов и связано с именами известных ученых, таких как: М.С. Певзнер, Т.А. Власова, В.М. Астапов, В.М. Лубовский и др.

Успешность ребенка в школьном обучении, определяется уровнем развития его психических функций, среди которых ведущее место занимает внимание.

Внимание как психическое явление, исследуется многими учеными, прежде всего, В.В. Богословским, Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, А.А. Люблинской, К.К. Платоновым и др.

По данным исследования М.Н.Певзнер, недостатки внимания у детей с ЗПР отмечаются в 92% случаев [2]. Одной из основных проблем в развитии произвольного внимания младших школьников с ЗПР, является трудность ребенка в адаптации к новой ведущей деятельности - учебной.

Поэтому актуален поиск эффективных форм и методов развития и коррекции произвольного внимания детей с ЗПР младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения. Одной из форм такой работы могут стать кинезиологические сказки на основе кинезиологических упражнений. Включение сказки в образовательный процесс позволяет заинтересовать детей, поддерживает их интерес к упражнениям. Использование кинезиологических упражнений оказывает положительный эффект и способствует улучшению внимания обучающихся с ЗПР.

Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей через разнообразные двигательные упражнения.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, которые позволяют стимулировать работу головного мозга.

Несмотря на то, что проблема внимания детей с ЗПР рассматривалась в специальной литературе, она проработана сравнительно мало, а современных экспериментальных исследований внимания у младших школьников с задержкой психического развития практически нет, что представляет трудность для проведения коррекционной работы. Именно поэтому особенности произвольного внимания детей с ЗПР, и определение оптимальных путей коррекции нарушений внимания у данной категории учащихся определили актуальность исследования.

Объект: развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Предмет: процесс развитие произвольного внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством кинезиологических упражнений и сказок.

Цель: разработать и апробировать систему средств по развитию произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, через применение кинезиологических сказок и упражнений.

На основании вышесказанного можно сформулировать гипотезу исследования: При успешно проведённой коррекционной работе с применением кинезиологических упражнений и сказок дети с ЗПР младшего школьного возраста способны показать значительную динамику в развитии произвольного внимания.

Экспериментальная база исследования: МБОУ «Завьяловская СОШ с УИОП». В эксперименте приняло участие 24 ребенка, младшего школьного возраста с ЗПР, поделенные на 2 группы (экспериментальную и контрольную).

Для изучения свойств внимания, были использованы следующие методики: Методика «Корректурная проба» [3, с. 105] позволила выявить уровень развития концентрации внимания испытуемых; Методика «Запомни и расставь точки» [4, с. 321] позволила выявить уровень развития объема внимания; Методика Пьерона-Рузера «Расставь значки» [3, с. 118] позволила выявить уровень развития переключаемости и распределения внимания.

Полученные результаты об уровне развития произвольного внимания обеих исследуемых групп, на основе полученных результатов первичной диагностики, наглядно представлены на диаграмме (рис. 1).

Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента ни у одного ребенка не наблюдаются уровни развития произвольного внимания выше среднего и высокий. Большинство испытуемых из обеих групп имеют уровень развития произвольного внимания – ниже среднего. У детей с низким уровнем развития произвольного внимания наблюдались трудности при выполнении всех заданий. У детей данной категории недостаточно развита концентрация внимания и чрезвычайно ограничен объем внимания, при котором дети воспринимают недостаточное количество информации. Во время испытаний дети часто отвлекались на внешние раздражители и не могли долго сосредоточить свое внимание на выполнение задания.

 

 

 

Рис. 1 Уровень развития произвольного внимания обеих исследуемых групп, в сравнении, по результатам констатирующего эксперимента

На основе результатов констатирующего эксперимента было разработано методическое пособие и коррекционно-развивающий комплекс к нему, направленное на развитие произвольного внимания младших школьников с ЗПР. При составлении методического пособия и комплекса занятий на его основе, учитывались возрастные особенности обучающихся.

Упражнения были подобраны с учетом направленности на развитие тех мозговых структур, которые отвечают за работу произвольного внимания и основных его свойств: объем, концентрация, устойчивость, переключаемость, распределение.

Коррекционно-развивающий комплекс состоит из 25 занятий, одно занятие при каждодневной частоте встреч рассчитано на 20-25 минут.

После проведения формирующего эксперимента, с детьми была проведена повторная диагностика по тем же методикам, что и на констатирующем этапе экспериментальной работы. Далее был проведен сравнительный анализ полученных результатов до и после коррекционно-развивающего воздействия. Полученные результаты представлены на рисунке 2.

Сравнивая результаты, мы констатировали, что имеет место положительная динамика развития произвольного внимания у младших школьников с ЗПР экспериментальной группы, с которыми проводилась развивающая работа.

Рис. 2 Уровень развития произвольного внимания обеих исследуемых групп, в сравнении, по результатам контрольного эксперимента

При повторной диагностике, у каждого ребенка экспериментальной группы наблюдается положительная динамика в развитии произвольного внимания, по сравнению с первичной диагностикой. У большинства обучающихся младших классов с ЗПР данной группы уровень развития произвольного внимания – средний, что составляет 75% (9 чел.) от всего числа испытуемых, 8% (1 чел.) – уровень выше среднего и у 17% (2 чел.) уровень развития произвольного внимания – ниже среднего.

Таким образом, разработанное нами методическое пособие и комплекс занятий к нему по развитию произвольного внимания младших школьников с ЗПР доказали свою эффективность, цель работы достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.

Список литературы:

1. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Дефектология.-2006.-№ 3. с. 15-27.

2. Певзнер, М. С. Об отборе детей с временной задержкой психического развития и стойкими церебрасте-ническими состояниями в специальные классы или школы / М. С. Певзнер // Дефектология. - 2003. - № 6. с. 3-12.

3. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР / Л.Н. Блинова. – М., 2002.- 312с.

4. Немов, Р.С. Общие основы психологии Кн. 1. / Р.С. Немов. – М. : Владос, 2003. – 688 с.

Поделиться

Ссылки по теме:

Читайте также

Комментарии

Оставить комментарий

Необходимо авторизоваться!