Арт – терапия как метод психокоррекции

Сагайдак Анастасия Андреевна Учитель ИЗО и Технологии
г . Ростов Школа № 115

АннотацияВ данной статье рассмотрены особенности Арт – терапии как метода психокоррекции. Предложена к рассмотрению история развития данного метода, исследованы основные элементы и направления Арт-терапии. Исследованы виды Арт-терапии и особенности течения данного метода.

Особенности арт-терпии

Арт-терапия – метод психокоррекции. Термин арт-терапия ввел в 1938 г. А.Хилл. Данный метод утверждает возможность с помощью символа исследовать чувства. Арт-терапия – это метод изменения сознательных и бессознательных психологических сторон индивида с помощью различных видов искусства.

Цель арт-терапии нахождение баланса внутреннего состояния пациента. Задача арт-терапии:

  1. Выделить ощущение и чувства;
  2. Создать условия, при которых индивид сможет вербализовать те мысли, которые подавляются им;
  3. Помощь поиска выхода позитивным и негативным чувствам.

Основная техника арт-терапевтического воздействия – техника усиленного воображения («активного»), которая показывает неограниченные возможности для самовыражения в творчестве.

К.Юнг использовал понятие «активное воображение» для показа процесса, в котором может наблюдать за ходом собственной фантазии, сознательно не воздействуя на нее.

Приемы арт-терапии позволяют любому человеку преобразовать свои внутренние конфликты в зрительные образы. Арт-терапия обладает коррекционными возможностями: достижение позитивных психокоррекционных результатов, которые в арт-терапии достигаются с помощью: концентрации внимания к собственным чувствам и переживаниям; процесса творчества (выражение чувств в виде продукта искусства); возможность пересмотреть прошлые конфликты с помощью языка символов; появление чувства внутреннего порядка (творчество требует необходимости организации окружающего пространства).

Понятие символа для арт-терапии имеет важное значение, та как символы представляют собой мост, соединяющий сознательные и бессознательные элементы психики обучаемого.

Основы психодиагностического понимания символы были развиты З. Фрейдом. Он утверждал, что символы постепенно помогают человеку осознать свои потребности, а также помогают осуществить взаимодействие с окружающим миром.

Иной точки зрения придерживался К. Юнг, который считал, что символы – естественный способ психического яркого проявления чувств. К. Юнг утверждал, что психика сама поддерживает равновесие с помощью включения компенсаторных процессов, с помощью который преодолевается психическая дисгармония. Символы способствуют личностному росту, восстановлению психического баланса.

Дальнейшее представление о символическом мышлении было развито представителями теории объективных отношений (М.Кляйн, М. Милнер, Д. Винникот и др.). Они утверждали, что психологические процессы имеют приспособительное значение и помогают адаптироваться к окружающему миру.[4,с. 18-22]

Достижение положительных психокоррекционных результатов в арт-терапии происходит за счет следующий аспектов:

  • Развитие внимания к собственным чувствам;
  • Процесс творчества, который дает возможность выразить чувства и фантазии в продуктах творчества (рисунка, скульптуры, танца и т.д.);
  • Возможность с начала пережить психологические конфликты прошлого в результате соприкосновения со своим бессознательным и общения с ним на символическом языке;
  • Так как творчество приводит к необходимости организации окружающего пространства, возникновение у обучаемых чувства внутреннего контроля;
  • Освоение новых форм опыта [11,с.16-17].

При выборе художественного материала необходимо рассматривать их физические свойства и ориентировать на цель занятия. Выбор материалов влияет на ход художественного занятия. Одни материалы (карандаши, фломастеры) могут позволить «усилить» контроль, другие (пастель, краска, глина) позволяют свободно самовыражаться. Если ребенок устал, или не уверен в себе, то ему будет комфортнее работать с материалами, которые легче контролировать. Такой же системы индивидуального или группового обучения стоит придерживаться в работе с детьми. Некоторые не уверены в творческих способностях, в этом случае возможно создание коллажа, который поможет ребенку /подростку присоединиться к работе. При работе с «выразительными» материалами, возможно воздействие и психокоррекционой функции.

Например, при рисовании пальчиковыми красками, ребенок напрямую контактирует с материалом, без карандаша или кисточки. Акварель и пастель также позволяют выразить «текучесть» психический процессов. Разнообразие цветовой гаммы, позволяет изобразить оттенки конфликта.

С помощью фломастеров возможно изобразить определенные структуры, границы. Использование фломастеров говорит о нежелании более глубокого эмоционального выражения конфликтных ситуаций.

Простой карандаш, не имея цветовой гаммы, обладает ахроматическим цветом. Если пациент выбирает карандаш, то это означает, что вследствие какого-либо барьера он не может выразить свои эмоции.[1,с.71-73]

Арт-терапия – это метод изменения сознательных и бессознательных психологических сторон индивида с помощью видов искусства, цвета. Цвет – это признак видимых предметов, который осознаваем с помощью зрительного ощущения. Индивидум реагирует на отдельные цвета по-разному, в зависимости от восприятия, так как цветовая среда особым образом влияет на его сознание, формируя особое состояние-настроение.

Существуют цвета, которые избегаются людьми, так как вызывают чувство раздражения и дискомфорта, другие цвета являются наиболее предпочтительными в социальной среде.

Восприятие цвета – цветоощущение, или цветовая чувствительность глаза – это сложный процесс, который обусловлен физическими и психологическими стимулами. Цвет особенно переплетается с социальной средой человека, он становится частью нашего языка. Люди применяют свойства цвета для описания эмоций, чувства, физических состояний: «это было золотое время», «она вся серая от усталости», «вы все видите в розовом цвете».

Из внешнего мира человек воспринимает раздражители (сигналы) и в зависимости от реакции строит собственный мир. Ощущение цвета происходит с помощью волн определенной длины. В зависимости от выбора цвета, указывается та частота волновых колебаний, содержащаяся внутри данных цветов и имеющая конкретные характеристики.

Свет представляет собой цветовой поток частиц, которые воздействует на эпифиз (шишковидную железу), которая выделяет мелотин – это вещество, выполняющее важную роль в формировании иммунных и гормональных процессов.

Психологи, которые исследовали свойства цвета установили, что орган зрения вызывает потребность к целостности, тем самым вызывая последующую потребность противоположного, то есть, для того чтобы увидеть цельность и удовлетворить себя, глаз ищет рядом с цветным пространством бесцветное, чтобы вызвать на нем требуемый цвет.

Все цвета разделяются на две группы:

  • Ахроматические цвета - белый, черный и все оттенки серого.
  • Хроматические цвета - все цвета, кроме черного, белого и серых (красный, оранжевый и т.д.) 

Семь основных цветов спектра изображают в виде цветового круга, в котором цвета расположены в радужной последовательности. Теплые цвета: красные, желтые и все цвета в которых имеется хотя бы частица этих цветов. Теплые цвета напоминают цвет огня, солнца, другими словами то, что в природе дает тепло.

Холодные цвета: голубые, синие, фиолетовые и те цвета, которые можно получить от смешения с данными цветами. Холодные цвета вызывают у нас представление природного холодного: льда, снега.

Особое место занимает зеленый цвет. Он состоит из двух цветов :желтого и синего, иначе говоря, он дуален, в нем сочетаются два противоположных по свойству цвета [4,с.72-75].

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что

  1. В арт-терапии активно используется цветовая палитра, помогающая педагогу правильно формировать личность, страдающую ЗПР;
  2. Символический язык рисунка представляет собой связь учитель-обучаемый;
  3. Арт-терапия развивает эмпатические качества: сострадание, сопереживание, доброту;
  4. «Язык цвета» является средством самопонимания в восприятии и самовыражении

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М.: Просвещение, −1987.−199 с.
  2. Киселева, М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе.− М.: Речь, − 2007. — 336 с, илл.
  3. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов. [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://www.razym.ru/
  4. Рыбакова, С.Г. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития: Учебное пособие—СПб.:Речь,−2007—144 с.
  5. Ульенкова, У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. – М.: Педагогика, −1990.−184 с.

Поделиться

Ссылки по теме:

Читайте также

Комментарии

Оставить комментарий

Необходимо авторизоваться!