Как привить ребенку навыки творческого учения

Пока ребенок маленький, он любит рисовать, лепить, петь. Но потом интерес к творчеству начинает угасать. Поговорим о том, как школьный учитель может снова разжечь творческую искру в своих подопечных.

О природе творчества до сих пор спорят ученые. Общепризнано, что креативный продукт должен быть оригинальным и социально значимым. Однако есть еще и творчество «для себя», когда известные миру истины не получаешь в готовом виде, а постигаешь самостоятельно. Детское творчество как раз такое.

Надо разделять творчество на уроках точных наук и на уроках искусства и литературы. Если в первом случае креативность проявляется в нахождении оригинального пути решения, то во втором ‒ в самом результате: суждение думающего ребенка может отличаться от того, которое навязано учебником. При этом критерии оценки отличаются от тех, которые применимы по отношению к "взрослому" творчеству.

Креативность обычно проявляется у любознательных детей, готовых к поиску нового. Именно эти черты надо выявлять и развивать у ребенка, не ограничивая его строгими рамками учебной программы. 

О чем нужно помнить, развивая творческие способности школьника? 

  1. Важна мотивация деятельности. Страх получить низкую оценку или погоня за высокой вряд ли послужит росту креативности, ведь в этом случае сковывается инициатива и появляется соблазн идти по проторенной дорожке, следуя предложенной учителем схеме решения. Гораздо эффективнее пробуждение "бескорыстного" интереса к проблеме. Важно, чтобы ребенок понял: готовая схема решения ‒ это не универсальное средство на все случаи, а удобный инструмент, от использования которого в нестандартных ситуациях можно и отойти.
  2. Креативность тесно связана с уровнем интеллекта, хотя эти два понятия не тождественны. Развивая интеллектуальные способности школьника, мы создаем трамплин, который позволит совершить скачок в неизведанное. Чем больше ученик знает и умеет, тем легче ему проявить творческие наклонности.
  3. Детское творчество отличается тем, что чаще всего его цель определена заранее педагогом. А ведь именно поиск "точки приложения" интеллектуальных усилий так важен в творчестве. Поэтому задача учителя ‒ построить процесс обучения так, чтобы поставленная задача приобрела для ученика личный смысл: «почему это важно для меня». Это становится возможным тогда, когда сформирован интерес к предмету и у школьника просыпается любопытство, побуждающее к поиску.

Как учить творчеству? 

  1. Начинать нужно с диагностики уровня креативности. Следует учитывать индивидуальные особенности ребенка, его интеллекта.
  2. Творческому отношению к учебе способствует проблемное обучение, это отличная зарядка для мозга. Решать задачи нужно не только на уроке математики, но и на литературе.
  3. Мощный фактор, повышающий креативность ‒ эмоции, сопровождающие творческий поиск.

Задача педагога ‒ пробить стену безразличия по отношению к предмету. Что для этого можно сделать?

  • подготовить интересный рассказ о жизни выдающихся деятелей науки и искусства;
  • использовать собственного авторитета (ведь учитель, которого уважают, становится примером для подражания)
  • провести параллель с реальностью, перенеся «книжную» ситуацию в жизнь

И так далее. Все методы хороши.

Важно создание на уроке атмосферы, располагающей к творческому поиску. Учитель должен отказаться от жесткой критики и проявлять доброжелательность по отношению к ученикам.

В заключение нужно сказать, что только креативно мыслящий педагог, соблюдающий принципы педагогики сотрудничества, может воспитать у детей навыки творческой работы.

Поделиться

Ссылки по теме:

Читайте также

Комментарии

Оставить комментарий

Необходимо авторизоваться!