Кому мешает ребенок с ОВЗ? Развенчиваем мифы об инклюзивном образовании

Инклюзивное образование сегодня все больше обсуждается в самых различных кругах общества. Власти пытаются ввести новые образовательные технологии, учителя потихоньку обучаются способам работы с особыми детьми, школы превращают в доступные для всех местах. Однако мнения относительно инклюзии сильно разнятся – одни ратуют за прекращение дискриминации детей с повышенными потребностями здоровья, другие уверены, что лучше бы ученики с инвалидностью оставались в специальных коррекционных школах или дома.

Негативное отношение к новым установкам зачастую обусловлено укоренившимся в сознании стереотипами и мифами относительно детей с ОВЗ. Но насколько честно они отражают реальность?

Дети с ОВЗ будут плохо влиять на остальных

Дети с инвалидностью – те же дети, только обладающие повышенными потребностями здоровья. Они не несут ничего плохого – напротив, общаясь с ними, нейротипичные ученики приобретают безбарьерное мышление, способность видеть во всех положительные и сильные стороны и не вешать ярлыки. Это способствует тому, что в будущем такие дети будут намного лучше коммуницировать с окружающими.

Кроме того, прежде чем ребенка с ОВЗ определяют в школу, он проходит специальную комиссию. Она определяет:

  • насколько он готов к включению в новую обстановку и к образованию в целом;
  • в каких условиях он нуждается – пандусы, медицинское оборудование и др.;
  • какая нагрузка будет для него оптимальной.

Таким образом, полностью учитываются его индивидуальные потребности. Также формируется команда, которая будет работать с ним в процессе обучения. В нее могут входить учителя, воспитатели, психологи, дефектологи. Создается и отдельная, адаптированная программа. Так что каждый момент инклюзии оказывается под контролем.

Все внимание педагога будет отдано ребенку с инвалидностью

Учителей учат работать сразу с нескольким десятком детей, и еще один ученик – пусть и с особыми потребностями здоровья – капитально ситуацию не изменит. Если он способен к освоению учебного материала самостоятельно, то проблем с ним не будет вообще. Если же возникают трудности с овладением программой, то либо к процессу подключается тьютор, либо ребенок изучает предмет в индивидуальном порядке.

Не упадет и уровень получаемых классом знаний, ведь задача педагога не приспособиться к способностям школьника с инвалидностью, а подойти к процессу преподавания более персонально. То есть не снижается планка, а учитываются особенности учеников – причем всех учеников. Для этого даются разные задания, различаются способы отчетности и др.

Зачем обучать того, кто никогда не сможет быть абсолютно «нормальным»

Не вдаваясь в подробности определения «нормальности», стоит лишь отметить, что те или иные отклонения имели Моцарт, Бетховен, Эйнштейн и многие другие известные личности. Один из самых известных людей с аутизмом в наше время – создатель огромной корпорации Microsoft Билл Гейтс.

К тому же, как считает заместитель руководителя Рособрнадзора Наталия Наумова, особые дети – это дети с очень высокой мотивацией учиться. И чем раньше они получат возможность включиться в процесс образования, чем раньше они попадут в нейротипичное общество, тем больше шансов, что в будущем они смогут работать, жить как все, создавать свои семьи.

И напоследок

Конечно, это не все мифы – их слишком много, чтобы рассматривать каждый в отдельности. Однако стоит отметить еще несколько моментов:

  1. это не заразно – нейротипичный ребенок не заразится ДЦП, онкологией или нарушениями речи; подобные болезни – следствия травм, нарушений внутриутробного развития, ошибок генетики;
  2. особые дети могут родиться и у тех родителей, которые активно проповедуют ЗОЖ, алкоголь и наркотики тут не причем;
  3. инклюзия – это не дорого. Конечно, на начальном этапе нужно создать определенные технические условия, обеспечить социальную поддержку, но затем затрачиваемые деньги не нанесут сильного урона госбюджету и кошелькам граждан;
  4. дети с инвалидностью вовсе не изгои – как правило, нейротипичные ученики адекватно относятся к особым детям и налаживают с ними хорошие дружеские отношения;
  5. вряд ли в коррекционной школе ребенку с инвалидностью будет лучше – в среде здоровых ребят он получает дополнительную мотивацию, стимул к развитию.

Люди удивительно закрыты ко всему новому и отличающемуся от привычного. Но к инклюзии точно нужно присмотреться – ведь это целая философия, позволяющая каждому – без исключения – ученику получать больше и социальных, и образовательных возможностей.

Поделиться

Ссылки по теме:

Читайте также

Комментарии

Оставить комментарий

Необходимо авторизоваться!