Психологическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников

У старших подростков в возрасте 15–16 лет обычно формируется ориентация на выбор будущей профессии, однако значительная часть старшеклассников так и не может самостоятельно определить свою сферу профессиональной деятельности.

Чтобы избежать подобной проблемы, важно создать необходимые условия, которые смогут обеспечить: принятие подростками обдуманного решения о своем дальнейшем обучении, поднятие уровня готовности школьников к самоопределению в профессиональной сфере.

Последнее особенно важно, ведь простое информирование о профессиях и анализ пригодности или непригодности подростка не поможет ему самостоятельно сориентироваться в океане профессий. Здесь по-настоящему остро выделяется проблема отсутствия личного решения в выборе будущей работы. Как же много случаев, когда старшеклассник, не имея собственного опыта, всецело полагается на информацию, полученную от родителей, друзей, СМИ и так далее.

Другая беда, связанная с определением профессии, исходит от самих выпускников. Многие просто не оценивают собственные объективные возможности, такие как уровень знаний, состояние здоровья, предпочтения и склонности. Вот и получается, что выбор профессии старшеклассника нередко исходит из внешних факторов: влияние родственников, место проживание, спрос на определенные виды деятельности на рынке труда и тому подобное.

Учитывая вышесказанное, можно выделить ряд приоритетных задач в личностном и профессиональном самоопределении старших подростков в среде профильного обучения.

  1. Во-первых, необходимо формировать у школьников умение предсказывать будущее положение выбираемой профессии.
  2. Во-вторых, следует искоренять бездумную ориентацию на популярные и модные профессии, такие как юрист, экономист, менеджер, фотомодель и другие.
  3. В третьих, предпочтительно осуществлять психолого-педагогическую поддержку ребят в поиске личностных смыслов по отношению к собственному выбору и разным видам профессиональной деятельности.

Так образовывается общая система работы школы по поддержке профессионального самоопределения, в которой задействованы все участники образовательного процесса от директора и до родителей. Однако одну из ведущих ролей этой системы играет школьный психолог.

Нельзя не отметить, что на этой стезе психологический работник встречается с определенными трудностями. Администрация, классные руководители, учителя-предметники, а иногда и сами школьники с трудом соглашаются проводить занятия по профессиональной ориентации. Главным аргументом против выступает большая занятость учеников и плотная программа подготовки к единым государственным экзаменам, где нет места для подобных мероприятий. А ведь успешная сдача экзаменов вряд ли поможет выпускникам с определением предпочитаемой сферы профессионального обучения.

выбор профессии

Конечно, у личностей с ярко выраженными профессиональными интересами и устойчивыми планами на будущее нет потребности в консультации психолога (если только для «перестраховки»), однако тем ребятам, кто все еще затрудняется в выборе профессии, помощь профессионала необходима как воздух. В таких случаях можно назначить целый курс консультаций, на которых школьный психолог постарается выявить склонности и интересы школьника, потом, сверяясь с полученными данными, создать ряд возможных профессий и предложить рекомендации и справочный материал по выбранным видам профессиональной деятельности. При углубленном изучении профессий, что интересны ученику, в план консультаций следует: включить ознакомление со специализированной литературой, устроить беседу с представителями тех или иных профессий.

Такая работа позволяет старшеклассникам лучше узнать выбираемые профессии, утвердиться в своем выборе или, наоборот, поменять его. В итоге подобная процедура подогревает активность старших подростков, дарит им новый необходимый опыт.

После окончания консультаций, направленных на выявление профессиональных интересов, психолог приступает к коррекции, то есть проводит развивающие занятия по улучшению памяти, разных видов мышления, коммуникации и так далее. Спустя время, обязательно следует этап рефлексии — обсуждение достигнутых результатов, возникших сложностей и практической ценности полученных достижений в будущей сфере профессиональной деятельности. Далее психолог отступает на второй план, давая возможность школьнику самостоятельно работать над собой и анализировать собственный прогресс. В таком случае активность ученика, уровень его самостоятельности и уверенность в себе, возрастают.

Именно на такой результат нацелена работа психолога в поддержании профессионального самоопределения — активизировать подростка, сформировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии, опирающееся на знания о личностных и индивидуальных способностях.

С этой точки зрения, сугубо неверна позиция тех психологических работников, что проводят профориентационную психодиагностику с целью подобрать старшим школьникам подходящую область деятельности исходя из результатов обследования. Такая позиция предполагает, что профессиональная пригодность к той или иной работе существует у подростков изначально. Подобного рода психодиагностика полностью уничтожает собственную активность ученика, ведь выбор уже сделал психолог. К тому же она создает в сознании молодых людей иллюзии о том, что они уже вполне готовы к освоению профессии и им не нужно корректировать свою психическую организацию для освоения будущей профессии. А это в корне не так! Психологическая работа над собой и своими способностями имеет большое значение для успешного осуществления профессиональных функций. И эта аксиома должна быть в голове у каждого выпускника, чтобы он в итоге стал настоящим профессионалом своего дела, при этом любя и уважая свою профессию.

 

Редакция "Учисьучись.рф"

Поделиться

Ссылки по теме:

Читайте также

Комментарии

Оставить комментарий

Необходимо авторизоваться!