avatar-Кристина Червякова

Кристина Червякова

Магистрант 2 года обучения Омский государственный педагогический университет


Авторские материалы

Предмет/дисциплина:

Уровень:

Язык: Русский

Дата публикаци:02.03.2017

Формат: .doc(.docx)

Описание: Свои исторические семантические корни феномен зависимости берет от латинского слова addictus – тот, кто связан долгами (приговорен к рабству за долги). В отечественную научную литературу это понятие впервые ввел Ц.П. Короленко в 1990 году [3]. Нахождение в интернет сети для подростка само по себе не считается отклонением, хотя разграничение нормы и патологии представляет отдельную психологическую проблему. Для того чтобы выделить особенности нехимической интернет-зависимости в подростковом возрасте, мы дадим определение понятия «зависимость» и рассмотрим специфику интернет-зависимости и интернет общения [4]. Интернет-зависимость - в общем виде определяется как злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, до того как от них сформируется физиологическая зависимость [2]. Т.е. зависимость отражает, в большей мере, психологический аспект нарушений поведения. Если мы говорим об игровой зависимости, то ее основой является не употребление психоактивных веществ, а уход в такой вид деятельности, который дает эффект формирования психологической зависимости. Такие вещества назывались «психоактивными» и включали в себя «химические и фармакологические средства, которые при потреблении воздействуют на психические процессы, например, когнитивную или аффективную сферы» [1]. Ю.Д. Бабаева, А.Д. Войскуновский, О.В. Смыслова акцентируют внимание на том, что на сегодняшний день достаточно сложно отделить друг от друга тех, у кого развивается склонность к зависимости от игровой деятельности в Интернете, и тех, кто интенсивно пользуется виртуальной сетью, но не испытывает болезненной привязанности к ней. Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский и Д.В. Московченко, говоря о формировании интернет-зависимости, указывают на то, что подростки выходят за рамки социальных отношений, меняя живое общение на виртуальное (когда деятельность в Интернете становится наиболее важной в жизни человека и занимает познавательную, эмоциональную и поведенческую сферу) или «изменение настроения» и «толерантность». Как отмечают М. Гриффите, Ю.М. Евстигнеева, Л.И. Шакирова и ряд других авторов, увлеченность интернетом, должны строиться на совокупности личностных особенностей или индивидуально-психологической предрасположенности, которая, в свою очередь, находится в зависимости [1]. К первому фактору относится коммуникационная фрустрированность, или недостаток реального общения человека с окружающими его людьми. Этот фактор имеет наибольший удельный вес среди других: большая часть зависимых находится в сети ради удовлетворения своей потребности в общении, поскольку виртуальное общение имеет определенные преимущества по сравнению с реальным непосредственным взаимодействием. К такому роду общения аддикты прибегают для того, чтобы получить социальную поддержку и повысить собственную самооценку путем создания нового образа «Я». В подростковом возрасте, ведущей деятельностью которого является общение, этот аспект приобретает особую актуальность. Вторым фактором, способствующим развитию зависимости от различных форм активности в интернете, является чувство защищенности при использовании сети. Так как личность пользователя в той или иной степени замаскирована выдуманным образом «Я», анонимна и недосягаема, он становится более смелым в своих суждениях и высказываниях, в меньшей степени опасаясь осуждения и отвержения окружающих, чем это происходит в обычной жизни. Он не склонен проявлять конформность, не боится противоречить мнению других людей и ощущает себя более свободной личностью. Поскольку в подростковом возрасте сфера самосознания, а вместе с ней, и самоотношение, еще не стабильны и во многом зависят от оценок других людей, чувство защищенности «Я» может становиться одним из ведущих факторов привлекательности виртуального мира. Под третьим фактором Ю.Д. Бабаева, А.Д. Войскуновский и О.В. Смыслова подразумевают возможность с помощью интернета (в частности, виртуальной деятельности) уйти от реальности. Нередко в реальной жизни человеку приходится сталкиваться с проблемами и трудноразрешимыми задачами, с которыми он оказывается не в состоянии справиться. В результате неудач существующие внутриличностные конфликты могут обостряться, а у личности появляются новые комплексы. Виртуальное пространство в данном случае помогает расслабиться, уйти от проблем в другой мир [4]. Стоит отметить, что общение в виртуальном мире компенсирует также подростковые трудности, возникающие в общении со сверстниками: в сети они могут занимать тот статус, который не удается занять в реальном подростковом обществе. Ц.П. Короленко, Т.А. Донских определяют зависимое поведение как одну из форм девиантного (отклоняющегося) поведения. По мнению авторов, это в полной мере относится ко всем формам зависимостей: 1. Химические формы зависимости (алкоголизм, наркомания, токсикомания и т.п.). 2. Нехимические формы зависимости (гэмблинг, Интернет-зависимость, трудоголизм, созависимость). В контексте данной работы нас в большей степени интересуют одна из разновидностей нехимической зависимости: Интернет-зависимость. Интернет-зависимость определяется как болезненное состояние, которое характеризуется неконтролируемой психической зависимостью интернет-сети и проявляется в бессознательной потребности постоянно находится в виртуальной реальности, наличии синдрома отмены (депрессия, эмоциональные расстройства). Кимберли Янг приводит следующие четыре симптома: 1. навязчивое желание проверить e-mail; 2. постоянное ожидание следующего выхода в Интернет; 3. жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет; 4. жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет [3]. Таким образом, в нашей работе мы будем придерживаться определения зависимости, которое дают в своей работе Ц.П. Короленко, Т.А. Донских: зависимость представляет собой одну из форм девиантного поведения, направленного на уход от реальности путем искусственного изменения психического состояния с помощью химических веществ или фиксации на определенном виде деятельности с целью поддержания интенсивности эмоций. Интернет-зависимость относится к нехимическим формам зависимости. В качестве критериев зависимого поведения интернет-пространства следует учитывать частоту нахождения в этом пространстве, эмоциональное состояние подростка, а также наличие навязчивого стремления продолжать «жить» вне зависимости от обстоятельств. Список литературы 1. Бабаева, Ю.Д. Войскунский, А.Е. Смыслова, О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете./ Под ред. А.Е. Войскунского. – М.: Можайск-Терра, 2000. – 117 с. 2. Змановская, Е.В. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с. 3. МУСТАФЬЕВА ГЮНАЙ НАДИР ГЫЗЫ Социальные аспекты интернет-зависимости // Национальный психологический журнал. 2012. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-aspekty-internet-zavisimosti (дата обращения: 30.10.2016). 4. Омельченко Н.В. Личностные особенности играющих в компьютерные игры // дисс. кандидата психол.наук. – Краснодар, 2011. – 169с.

Отзывы

Нет отзывов. Станьте первым! Оставить свой отзыв

Оставить отзыв

Необходимо авторизоваться!

Последние опубликованные материалы в этом разделе

Авторские материалы
Русский язык
1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, 5 класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс, 1 курс, 2 курс, 3 курс, 4 курс, 5 курс, Аспирантура, Магистратура
Авторские материалы
Литература
Авторские материалы
Педагогика
1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, 5 класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс
Авторские материалы
Развитие речи
Авторские материалы
2 класс
Авторские материалы
Педагогика
2 класс
Авторские материалы
Русский язык
6 класс
Авторские материалы
Педагогика