Содержание

Вводные слова и предложения

В в о д н ы е с л о в а встав­ляются в предложение, чтобы показать отношение говорящего к высказываемой мысли или к способу её выражения; членами предложения вводные слова не являются; в произношении они выделяются паузами и особой интонацией. Кажется, ваша история там наделала много шуму (Л.) - вводное словокажется говорит о том, что мысль высказана предположительно, неуверенно. Водились за ним, правда, некоторые слабости (Г.) - вводное слово правда ука­зывает на то, что автор сообщает сведения, которые частично противоречат его общему положительному отзыву о человеке. Ловкость - достоинство, но сомнительное, оно часто превра­щается в недобросовестность, мягко говоря (М. Г.) - вводные слова мягко говоря показывают, что автор свою форму выра­жения (слово недобросовестность) находит "мягкой" для обо­значения того, во что превращается ловкость.

 

Вводные слова могут указывать отношение говорящего как ко всему высказыванию, так и к какой-либо его части. К счастью, погода была тихая (Т.) - вводное слово к счастью относится ко всему высказыванию. Наше ветхое судно наклонилось, зачерпнулось и торжественно пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте (Т.) - то же вводное слово от­носится к части высказывания - к тому, что выражено в по­следних словах предложения.

 

Группы вводных слов по значению.

 

1. Вводные слова, указывающие, что мысли или отдельные выражения принадлежат не самому говорящему: говорят, пере­дают, как говорится, дескать, слышно, по преданию, по слухам, по мнению того-то, по сведению газет, по-твоему и т. п.

Ты, сказывают, петь великий мастерище. (Кр.) Командиры, слышно, им довольны. (П.) Журавль, по словам охотников,- сильная птица. (А.)

2. Вводные слова, указывающие, считает ли говорящий то, о чём он сообщает, соответствующим действительности или только предполагаемым, возможным: а)разумеется, конечно, безусловно, несомненно, действительно, подлинно, понятно, в самом деле, без сомнения и т. д.; б) кажется, думается, может быть, вероятно, очевидно, наверно, видимо, по-видимому, по всей вероятности и т. д. Некоторые из вводных слов этой груп­пы способны одновременно выражать и чувства: авось (надеж­ду), чего доброго (опасение) и т. д.

Разумеется, я обрадовался этому предложе­нию. (А.) Больная, действительно, находилась в отчаянии (Т.) Здесь, в самом деле, чудесно. (Т.) Я ему, должно быть, чем-нибудь да полюбился. (Т.) Они, вероятно, не ждали такой раз­вязки. (Л.) Авось, буран утихнет. (П.)

3. Вводные слова, обозначающие чувства, вызванные фак­тами, о которых сообщается:благо, к счастью, к несчастью, к удивлению, ко всеобщему восхищению и т. д.; например: К счастью, в стороне блеснул тусклый свет. (Л.)

4. Вводные слова, выражающие оценку меры или степень качества, указанного в сообщении: самое большее, самое мень­шее, не больше и т. д.: Я на три дня с тобой, не больше, разлу­чусь. (Кр.)

5. Вводные слова, подчёркивающие приёмы и способы вы­ражения мыслей: так сказать, собственно говоря, вообще гово­ря, коротко говоря, иначе говоря и т. д.: Книг он,вообще сказать, не любил читать. (Г.)

6. Вводные слова, указывающие отношения между мысля­ми: а) отношение следования, порядка: во-первых, во-вторых, далее, наконец и под.; б) отношение противопоставления: на­оборот, напротив, впрочем и под.; в) отношение вывода, след­ствия: значит, следовательно, стало быть, в общем и т. п.;

г) отношение выделения или уточнения: главное, между про­чим, в частности, напримери т. п.   Я вам скажу, отчего вы меня не заметили:

во-первых, я беден, а во-вторых, смирился. (Т.) Пушкина я не отрицаю, напротив,советую читать его внимательно и чаще. (М. Г.) Ибрагим проводил дни однообразные, но деятельные: следовательно, не знал скуки. (П.) Плетнёв не внушал студентам никаких преувеличенных чувств, ничего подобного тому что возбуждал в них, например,Грановский. (Т.)

 

В диалогической речи существует особый разряд ввод­ных слов: всякого рода призывы к собеседнику, вопросы, просьбы, имеющие целью привлечь его внимание или внушить ему определённое отношение к фактам: видишь, знаете, верите ли, извините и т. п.

Не хочется, знаете ли, верить злу, черной неблагодарности в человеке. (Т.) Ты хочешь, чтобы я тоже считал его гением, но, прости, я лгать не умею. (Ч.)

 

Некоторые вводные слова и обороты стилистически нейтральны, они могут употребляться в любом стиле речи; ср. такие слова, как прав­да, кажется, например, действительно, может быть. возможно. конечно и под. Другие свойственны преимущественно книжной речи; ср.: следовательно, напротив, к несчастью, видимо, по всей вероятности, в частности, безусловно, очевидно и под. Сти­листическая окраска третьих свидетельствует об их разговор­ном или просторечном характере, например:значит, стало быть. видно, наверно, к примеру, пожалуй, дескать, верно, кажись я др.

Предложения с этими вводными словами могут образовы­вать варианты, совпадающие по смыслу, но различающиеся стилистической окраской. Ср.: Кажется, тут никого нет.-Ка­жись, тут нет никого. Это был, по всей вероятности, лось.- Это был, верно, лось.Следовательно, вы отрицаете свою вину?- Вы стало быть, не виноваты? Вероятно,нам придётся уехать.- Видно, нам придётся уехать.

 

Знаки препинания при вводных словах.

 

Вводные сло­ва выделяются, как правило, з а п я т ы м и.

Казалось, кто-то дышит, огромный и усталый. (Кор.) Я вас, пожалуй, в свою избу проведу. (Т.) Стали искать черкесов во всех кустах и, разумеется, ничего не нашли. (Л.)

 

От вводных слов надо отличать члены предложения, которые не следует выделять запятыми.

Эти слова сказаны к с т а т и (к а к?) [кстати - обстоятель­ство образа действия).-Захватите с собой, к с т а т и, ваши книги (кстати- вводное слово) Отнеситесь мужественно (к чему?) к несчастью (к не­счастью-дополнение). К несчастью, былсильный туман (к несчастью- вводное слово).

 

От вводных слов надо отличать частицы, которые не следует выделять знаками препинания:

1) Частицы, выражающие сомнение, предположение, например: вряд ли. едва ли, якобы, будто, будто бы и т. п.: Бежит и слышит за собой как будто грома грохотанье. (П.)

2) Частицы определительные (например: именно, как раз, почти, приб­лизительно, ровно), усилительные (например: ведь. вот даже. решительно. положительно, определённо, просто), ограничительные (например: только, единственно, исключительно): Это просто издевательство. (Ч.) Нет близких ровно никого. (И.)

 

Вводные предложения.

Отношение говорящего к вы­сказываемой мысли, оценка речи собеседника или происходя­щих событий могут выражаться не только с помощью вводных слов, но и с помощью вводных предложений, например:

1) Вы, я думаю, привыкли к этим картинам. (Л.) 2) Малень­кий Парфёнов стоял, вытянувшись, в воинственной позе, при­держивая рукой кобуру нагана,- наверное, на этом настоял фотограф. (К. С.)

В произношении вводные предложения выделяются паузами и интонацией. На письме вводные предложения отделяются или з а п я т ы м и, или т и р е, или с к о б к а м и в зависимости от значения вводного предложения и степени его распространения, например: Аркадий, мне кажется, во всех отношениях похож на кусок очень чистого и очень мягкого воска. (П и с а р е в.) Тут - делать нечего - друзья поцеловались. (Кр.) Овсяников придерживался старинных обычае

 

Задания.   В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

 

Это (1) возможно (2) сделать, но не очень скоро. Клавдия ушла (3) вернее (4) убежала, смущенно укрыв шалью лицо.

 

1) 1, 2

2) 3, 4

3) 1, 2, 3, 4

4) 2, 4

 

Пробуем убрать их из предложения: Это  сделать, но не очень скоро. Клавдия ушла убежала, смущенно укрыв шалью лицо. В первом предложении слово возможно не убирается, так как без него нарушается, поэтому оно не выделяется запятыми. Во втором предложении вернее легко извлекается из предложения. Также к нему нельзя задать вопрос, оно относится к разряду вводных слов, выражающих способ оформления мыслей. Делаем вывод: на письме вернее выделяется запятыми. Таким образом, правильный ответ – вариант №2.

 

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

 

Один из героев романа (1) конечно (2) Евгений Онегин – типичный молодой дворянин начала ХIХ века. Но главный герой (3) без сомнения (4) сам А.С.Пушкин – автор произведения.

 

1) 1, 2               

2) 1, 3                 

3) 3, 4                    

4) 1, 2, 3, 4

 

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

 

 Звуки музыки из распахнутых окон флигеля лились робко, неуверенно: они (1) словно (2) искали, силились выразить что-то. Вот-вот (3) казалось (4) будет схвачена тема.

 

1) 1, 2, 3            

2) 1, 2                

3) 3, 4                    

4) 1, 3

 

 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

 

«Осенний день в Сокольниках» – единственная (1) по всей видимости (2) картина Левитана, в которой присутствует человек. Это пейзаж, где серая осень (3) поистине (4) оживает.

 

1) 1, 2, 3, 4          

2) 1, 2                 

3) 3, 4                      

4) 1, 3

 

Ответы: 4, 3, 2.