Содержание

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с союзной и бессоюзной связью

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с союзной и бессоюзной связью 

  1. 1.      Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными.


Проставить знаки препинания в таких предложениях поможет следующий алгоритм:
 Сложноподчинённые предложения (подчинительная связь или союзы) [ ], (в которую ). (Если ), [ ]. [ ,( ), ].
Подчинительные союзы: потому что, оттого что, чтобы, когда, пока, если, который, словно, как, будто, как будто, хотя…
Утром я неожиданно проснулся, потому что началась гроза.
Когда грохот резко обрывался, я замирал.

Подчинение придаточных (СПП с несколькими придаточными)


1) Однородное подчинение (придаточные части отвечают на 1 и тот же вопрос, одно главное слово) 


что?

[ х ], (что ), (что ). Или

Она зналачто девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты, что чувствуют они себя связанно.


Что?



[ х ], (что _ __ и _ __ ). (после союза И союз Что может отсутствовать)

Я неожиданно почувствовалакак напряжение спало и как легко стало у меня на душе.

2) Неоднородное подчинение (придаточные отвечают на разные вопросы от главной части)

 

как? что?



[ х х], (как ), (что ).

3) Последовательное подчинение (вопросы задаются по очереди, т.е. последовательно)

когда? что?


[ х], (когда х ), (что ).

Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются тогда, когда погода установилась надолго.

Если придаточные однородные и между ними стоит союз И, то перед вторым придаточным повторяющийся подчинительный союз пропускается!

[В этот раз я уже сам обрадовался], (когда раздался звонок) И (ко мне ввалился Юрка)
.

Его легко можно восстановить из контекста:

В этот раз я уже сам обрадовался, когда раздался звонок и когда ко мне ввалился Юрка).

Это предложение соответствует схеме: [     ], (           ) И/ИЛИ (            ).

 1. Запятая на стыке двух союзов.

Запятая на стыке союзов может быть в двух случаях:


- когда между двумя основами, связанными сочинительными союзами, вклинивается придаточное, зависящее от второй основы.
- при последовательном подчинении придаточных, когда второе придаточное зависит от первого, но при этом требует положение перед ним.


,что если… , то 

,что когда… , то

,что хотя… , то

,и когда… , то

,и если… , то

,но если… , то

,но так как… , то


стык союзов → то/ так / но →  , 

стык союзов → то/ так / но →  запятой нет

Наташа рассказывала, что когда он был еще молодым хирургом,то делал очень сложную операцию какой-то женщине.

Я утешал себя тем, что, если бы с Катей случилось несчастье, кто-нибудь непременно ответил мне.



Задания.   В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) постепенно старушка рассказала (4) как было дело.

1) 1, 2, 3

2) 1, 2, 3, 4

3) 1, 3, 4

4) 2, 4

Сначала определим грамматические основы и выделим, какие из них главные, какие придаточные.
[Люся была мягко настойчива] и [(хотя вспомнить всё было трудно) постепенно старушка рассказала] (как было дело).
Таким образом, получаем:

Люся была мягко настойчива и постепенно старушка рассказала


2 главных


несмотря на что?                                                        о чем? 

хотя вспомнить все было трудно                                    как было дело


2 неоднородных придаточных


По правилам, в сложном предложении с неоднородными придаточными все грамматические основы должны быть отделены друг от друга запятыми.
НО! В этом предложении есть стык союзов И ХОТЯ. Читаем предложение. Во второй его части нет продолжения союза ТО, ТАК, НО, поэтому  между союзами запятая ставится: И, ХОТЯ.
Значит,
[Люся была мягко настойчива], (1) и , (2) [(хотя вспомнить всё было трудно),(3) постепенно старушка рассказала] , (4) (как было дело).

Правильный – вариант ответа №2.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Темнело (1) и (2) когда мы вошли в реденькую березовую рощу (3) белые стволы показались нам налепленными на лиловый сумрак яркими бумажными полосами.

1) 1, 2, 3             

2) 2, 3             

3) 3                

4) 1, 2

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

На пятнадцатой версте лопнула задняя шина (1) и (2) пока он чинил ее на краю канавы (3) над полями звенели жаворонки (4) будто беспокоились за него.

1) 1, 3, 4             

2) 1, 2, 3, 4       

3) 2, 3             

4) 1, 2, 4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Курину неожиданно вспомнились отчаянные глаза и задорные веснушки девушки-инструктора (1) и (2) несмотря на то что перед ним сейчас была скучная серая дорога (3) и предстояло пройти еще несколько километров под палящим солнцем (4) ему вдруг стало весело.

1) 1, 2, 3, 4           

2) 1, 2, 4             

3) 1, 3             

4) 2, 4

Ответы: 1, 2, 2.