Содержание
- Морфология. Словообразование
- Лексика. Фразеология
- Фонетика.Орфоэпия
- Графика. Орфография
-
Синтаксис. Пунктуация
- Бессоюзное сложное предложение: знаки препинания
- Грамматическая основа предложения
- Синтаксические нормы. Согласование
- Причастный оборот
- Запятая перед союзом И
- Деепричастие
- Вводные слова и предложения
- Однородные члены предложения
- Сложноподчинённые предложения
- Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с союзной и бессоюзной связью
- Виды подчинительной связи в словосочетании
- Односоставные и двусоставные предложения
- Простое осложнённое предложение
- Знаки препинания в простом предложении
- Синтаксический анализ предложения
- Сложные предложения
- Текст
Сложные предложения
Сложное предложение - это предложение с двумя или несколькими предикативными основами, причем простые предложения в составе сложного образуют смысловое и интонационное целое.
Основные виды сложных предложений.
Сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные.
Союзные предложения, в свою очередь, делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые.
Таким образом, существует три основных вида сложных предложений:
сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные.
Сложносочиненное предложение (ССП) простые предложения связаны между собой сочинительными союзами и интонацией. В ССП простые предложения равноправны. |
Наступила ночь, и в домах зажглись огни.
|
Сложноподчиненное предложение (СПП) простые предложения связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами. В СПП одно простое предложение (придаточное) зависит от другого (главного). |
Когда наступила ночь, в домах зажглись огни. |
Бессоюзное предложение (БСП) простые предложения связываются без союзов, интонацией. |
Наступила ночь, в домах зажглись огни. |
Сложносочиненные предложения бывают:
с соединительными союзами И, ДА, ДА И, А(=И), ТОЖЕ, ТАКЖЕ |
с противительными союзами НО, А, ДА(=НО), ОДНАКО, ЗАТО |
с разделительными союзами ИЛИ(ИЛЬ), ЛИБО, ТО-ТО, ТО ЛИ…ТО ЛИ |
Зазвучала музыка, и праздник начался.
|
Музыка стихла, но праздник продолжался. |
То ли музыканты устали, то ли праздник закончился. |
Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.
Между частями сложносочиненного предложения ставится запятая.
Самолет остановился, и пассажиры пошли к выходу. |
Запятая не ставится в трех случаях: 1) если части ССП имеют общий второстепенный член; 2) если части ССП имеют общее придаточное предложение; 3) если все части ССП являются вопросительными, восклицательными или побудительными предложениями.
Потом самолет остановился и пассажиры пошли к выходу. Самолет уже остановился и пассажиры пошли к выходу, когда зазвонил телефон Димы. Самолет остановился и пассажиры пошли к выходу? |
Примечание: Иногда между частями сложносочиненного предложения перед союзом И ставится тире, если в предложении есть резкое противопоставление или быстрая смена событий.
Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница зима (А.С.Пушкин).
Сложноподчиненное предложение.
Особенности СПП:
- Сложноподчиненное предложение состоит из главного и придаточного предложений. - Главное и придаточное предложения соединяются с помощью подчинительных союзов и союзных слов. - В предложении может быть один, два и более придаточных предложений. - Придаточные предложения подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения. - Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. |
Строение СПП:
Придаточное предложение может стоять после главного:
|
Придаточное предложение может стоять в середине главного: |
Придаточное предложение может стоять перед главным: |
Надо много знать, чтобы много уметь.
[=], (чтобы =). |
Даша достала ключи и, когда вышел брат, заперла дверь. [– = и, (когда = –), =]. |
Пока шел дождь, мальчики стояли под навесом.
(Пока = –), [– =]. |
Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении:
Подчинительные союзы
простые составные |
Союзные слова |
|
что чтобы ибо когда пока как словно если и др. |
потому что оттого что так как лишь только как будто с тех пор как в связи с тем что и др. |
который какой кто что как где куда когда и др. |
Не являются членами предложения. Присоединяют придаточное предложение к главному или другому придаточному.
|
Являются членами предложения. Присоединяют придаточное предложение к главному или другому придаточному. |
|
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.
По характеру подчинения нескольких придаточных предложений они разделяются на три типа:
- придаточные предложения с однородным подчинением;
- придаточные предложения с неоднородным (параллельным) подчинением:
- придаточные предложения с последовательным подчинением.
Придаточные предложения с однородным подчинением. Особенности: Это однотипные придаточные предложения. Пример: Пояснения: 2) все придаточные предложения отвечают на один и тот же вопрос чему? |
Придаточные предложения с неоднородным (параллельным) подчинением Особенности: Пример:
|
Придаточные предложения с последовательным подчинением Особенности:
|
ПРИМЕЧАНИЕ: нередко встречаются сложноподчиненные предложения с комбинированным подчинением: однородное + параллельное, однородное + последовательное, последовательное + параллельное и т.д. Поэтому при разборе предложения будьте внимательны.
Знаки препинания в СПП.
Между главным и придаточным предложениями ставится запятая. Если придаточное предложение находится в середине, то оно с обеих сторон выделяется запятыми. Придаточные предложения также отделяются друг от друга запятыми.
Дед сказал, что весна будет теплая. Дед сказал, что весна будет теплая, и улыбнулся. Дед сказал, что весна будет такая же теплая, как и в прошлом году, когда посевы взошли раньше, чем ожидали сельчане. |
Исключение. Если однородные придаточные предложения соединены неповторяющимися союзами И, ИЛИ, то запятая между ними не ставится:
Дед сказал, что весна будет теплая и что урожай уродится богатый. |
Задание. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Напишите его номер.
(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (З)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»
Выделяем основы: (1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (З)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похожна Ксюшкиного папу!»
Простым является предложение №3. Исключаем его. Определяем границы предложений и смотрим, чем связаны основы: (1) [В детстве я ненавидела утренники], (потому что к нам в садик приходил отец). (2) [Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию],а [наша воспитательница строго говорила ему]: «Валерий Петрович, повыше!» (4)[Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть], и, (хотя никогда не пил), [нос у него почему-то всегдабыл свекольно-красного цвета, как у клоуна]. (5) [Дети, (когда хотели сказать про кого-то), (что он смешной и некрасивый), говорили так]: «Он похож на Ксюшкиного папу!» Первое предложение – сложноподчиненное с придаточным причины (я ненавидела утренники почему? потому что приходил отец). Второе предложение – сложносочиненное с прямой речью. Четвертое предложение – сложное с сочинительной связью (союз и) и подчинительной связью (придаточное хотя…). Пятое предложение – сложноподчиненное с двумя придаточными и прямой речь. Первое придаточное – времени (дети говорили когда? когда хотели сказать про кого-то); второе придаточное – изъяснительное (хотели сказать про кого-то что? что он смешной и некрасивый). Таким образом, правильный ответ – предложение №5.
Среди предложений 1 – 9 найдите сложное предложение, в котором есть придаточное условия. Напишите номер этого предложения.
(1) Нетрудно представить, что творилось в эту минуту в душе полководца: его, взвалившего на себя непосильную ношу позорного отступления, лишили славы победного сражения. (2) …Дорожная карета Барклая остановилась на одной из почтовых станций неподалеку от Владимира. (3) Он направился было к дому станционного смотрителя, но путь ему преградила огромная толпа. (4) Послышались оскорбительные выкрики, угрозы. (5) Пришлось адьютанту Барклая обнажить саблю, чтобы проложить дорогу к карете. (6) Что же утешило старого солдата, на которого обрушился несправедливый гнев толпы? (7) Возможно, вера в правоту своего решения: именно эта вера дает человеку силы идти до конца, даже если приходится в одиночку. (8) И еще, может быть, Барклая утешила надежда. (9) Надежда на то, что когда-нибудь бесстрастное время всем воздаст по заслугам и справедливый суд истории обязательно оправдает старого воина, который угрюмо едет в карете мимо ревущей толпы и глотает горькие слезы.
Среди предложений 1 – 10 найдите сложное предложение, в состав которого входит (-ят) придаточное (-ые) сравнения. Напишите номер (-а) этого предложения.
(1) Я, как ни силился, не мог представить, что здесь когда-то стояли дома, бегали шумные дети, росли яблони, женщины сушили белье…(2) Никакого знака былой жизни! (3) Ничего! (4) Только печальный ковыль скорбно качал стеблями и умирающая речушка едва шевелилась среди камышей…(5) Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной обнажилась земля и я оказался на краю бездонной пропасти. (6) Не может быть! (7) Неужели человеку нечего противопоставить этой глухой, равнодушной вечности? (8) Вечером я варил уху. (9) Мишка подбрасывал дрова в костер и лез своей циклопической ложкой в котелок – снимать пробу. (10) Рядом с нами робко шевелились тени, и мне казалось, что сюда из прошлого несмело пришли некогда жившие здесь люди, чтобы погреться у огня и рассказать о своей жизни.
Среди предложений 1 – 11 найдите сложное предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
(1) На берегу реки сидел старый человек в морском мундире. (2) Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потертые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3) Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстегнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4) Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5) О чем думал он? (6) До недавнего времени он еще знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей.
Ответы: 7, 5, 6.