Содержание
- Морфология. Словообразование
- Лексика. Фразеология
- Фонетика.Орфоэпия
- Графика. Орфография
-
Синтаксис. Пунктуация
- Бессоюзное сложное предложение: знаки препинания
- Грамматическая основа предложения
- Синтаксические нормы. Согласование
- Причастный оборот
- Запятая перед союзом И
- Деепричастие
- Вводные слова и предложения
- Однородные члены предложения
- Сложноподчинённые предложения
- Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с союзной и бессоюзной связью
- Виды подчинительной связи в словосочетании
- Односоставные и двусоставные предложения
- Простое осложнённое предложение
- Знаки препинания в простом предложении
- Синтаксический анализ предложения
- Сложные предложения
- Текст
Типы и стили речи
Типы речи
Одним из средств выражения авторского отношения к теме текста является использование при его создании определенного типа речи, имеющего свои композиционные особенности. Основными типами речи являются описание, повествование и рассуждение.
Описание — это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления егопостоянных или одновременно присутствующих признаков или действий (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата).
В описании больше всего используются слова, обозначающие качества, свойства предметов (существительные, прилагательные, наречия). Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности описания — и в форме настоящего времени. Широко используются синонимы — определения (согласованные и несогласованные) и назывные предложения.
Например:
Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца. (А. И. Куприн)
Описание помогает увидеть предмет, представить его в сознании.
Описание — это мир в покое (одна фотография) |
Типичная композиция текстов-описаний включает: |
Разновидности описания: |
Какой он? |
2) описание места |
Где что находится? (Слева, около, недалеко, стоит, располагается) |
||
3) описание состояния окружающей среды |
Каково здесь? (Вечереет, холодно, тишина, небо, воздух и т. д.) |
||
4) описание состояния лица (человека) |
Каково ему? Какие у него чувства, ощущения? (Плохо, радостно, грустно, не по себе и т. д.) |
Повествование — это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата).
Повествование — это мир в движении (один кадр сменяет другой) |
Типичная композиция повествовательных текстов включает: |
Разновидности повествования: |
В текстах повествовательного типа особая роль принадлежит глаголам, особенно в форме прошедшего времени несовершенного вида (приехал, увидел, разработал и т. д.).
Например:
И вдруг... случилось что-то необъяснимое, почти сверхъестественное. Мышастый дог внезапно грохнулся на спину, и какая-то невидимая сила повлекла его с тротуара. Вслед за этим та же невидимая сила плотно охватила горло изумленного Джека... Джек уперся передними ногами и яростно замотал головой. Но незримое «что-то» так стиснуло его шею, что коричневый пойнтер лишился сознания. (А. И. Куприн)
Повествование помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.
Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать).
Рассуждение — это мысли о мире, а не сам мир
|
Типичная композиция текстов-рассуждений включает: |
Разновидности рассуждения: |
Почему так, а не иначе? Что из этого следует? |
|
2) рассуждение- объяснение |
Что это такое? (Толкование понятия, объяснение сути явления) |
|
|
3) рассуждение- размышление |
Как быть? Что делать? (Раздумья над различными жизненными ситуациями) |
В текстах-рассуждениях особая роль принадлежит вводным словам, указывающим на связь мыслей, последовательность изложения (во-первых, во-вторых, итак, таким образом, следовательно, с одной стороны, с другой стороны), а также подчинительным союзам со значением причины, следствия, уступки (для того чтобы, вследствие того чтобы, так как, хотя, несмотря на то что и т. д.).
Например:
Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.
Но если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать. (К. Г. Паустовский)
Рассуждение помогает автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной.
Внимание! Границы между описанием, повествованием и рассуждением достаточно условны. При этом далеко не всегда в тексте представлен какой-либо один тип речи. Значительно чаще встречаются случаи их сочетания в различных вариантах: описание и повествование; описание и рассуждение; описание, повествование и рассуждение; описание с элементами рассуждения; повествование с элементами рассуждения и т. п.
Задание. Какой (-ие) тип (-ы) речи представлен (-ы) в предложениях 1-5?
1) описание
2) повествование и рассуждение
3) повествование и описание
4) повествование
(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (3) Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»
Рассуждаем так. С первого по третье предложения излагаются события в хронологической последовательности. Значит, перед нами – повествование. А в предложениях 4-5 представлен портрет отца, то есть это описание. Таким образом, правильным является вариант №3.