Виды нестандартных уроков

Вашему вниманию представлены различные виды нестандартных уроков для учащихся начальной школы.

Виды нестандартных уроков

Вашему вниманию предлагаются различные виды нестандартных уроков.

Изюминки, которые превращают самый обычный урок в наиболее интересный.

Дидактические игры

Дидактические игры наиболее эффективны при объяснении нового материала и закреплении пройденного. И использоваться могут учителями на самых разных уроках по любым предметам.

Режиссерская проработка

Режиссерская проработка учителем любого этапа урока превращает бездушные элементы традиционной дидактической конструкции в живые, уникальные. Но если на том или ином этапе вас постигнет неудача, то не спешите списывать ее на недостатки учеников. Ведь если мы не потеряли в своей работе способность к творческому обновлению, то всякое столкновение с трудностями общения с сидящими перед нами на уроке учениками станем воспринимать как возможность для нашего профессионального роста.

Ожившие модели

Задание является модификацией упражнения театральной педагогики «Бытовые механизмы». Любую учебную модель, схему, рисунок можно предложить для «оживления» ученикам, объединенным в рабочие микрогруппы (3-8 человек).

Необычность задания и ограниченность времени (не более 4-5 минут на подготовку) заставляют учеников проявить смекалку. По ходу демонстрации результатов «оживления» ученики других микрогрупп отгадывают, что именно оживляли показывающие.

Исходные вариант. «Бытовые механизмы». Ученики на листочках бумаги пишут названия различных бытовых приборов (кофемолка, утюг, швейная машинка, холодильник, радиоприемник и т.п.) и складывают записки в «шапку». После этого ученики объединяются в 3-4 команды, и посыльный из каждой команды достает из «шапки» название какого-то бытового прибора.

Команды начинают совещаться, как им показать действие доставшихся приборов, работу их внутренних механизмов. Ученики договариваются, кто будет той или иной частью механизма и каким образом ему придется взаимодействовать с другими «частями» во время «работы» бытового прибора.

Затем команды по очереди показывают «работу» своих приборов-механизмов. Зрители отгадывают, что это за бытовой прибор им выпал для показа, и оценивают оригинальность и степень точности этого показа, при необходимости справляясь в соответствующих параграфах учебников.

Проверка домашнего задания и закрепление пройденного

«Только, чур, не подглядывать!»

Попросить детей открыть тетради с опорными таблицами и вспомнить все термины и формулы, а тем временем разделить доску на три сектора – по одному для каждого ряда.

Затем ученики, превратившись в команды, выбирают капитанов и под их чутким руководством заполняют свои сектора изученными терминами или формулами и др. После чего капитаны завязывают добровольцам глаза припасенными косынками, а учитель «перепутав» добровольцев местами, чтобы каждый оказался не у своего сектора, и объявив: «Только, чур, не подглядывать!», вручает им тряпки, чтобы стирать все лишние формулы (для заданной каждому ряду своей темы), так что все ряды должны были помогать своим представителям подсказками по принципу «холодно-горячо».

Сначала полная растерянность. Что делать? До этого все было достаточно просто, а тут как быть? Чуть тряпкой в сторону – и сотрешь что надо и что не надо.

Первые неуверенные движения. Разноголосица подсказок. Потом – ничего, сориентировались. И работа закипела.

Пройденное за четверть удается повторить за 30 минут. Причем задействованы были все. И на новую тему целых 15 минут осталось.

Дидактические приемы проверки заданного на дом материала

  1. Объединившись в группы, ученики за три минуты переводили очертания Хабаровского края на пергаментную бумагу, дорисовывали до какого-нибудь узнаваемого предмета или животного и передавали рисунок в соседнюю группу.
  2. Соседней команде надо угадать по рисунку, что «спрятано» в рисунке, и обвести границы на контурной карте. Только и всего.
  3. На уроке русского языка при проверке домашнего задания по эстафете передавали «волшебную палочку», называя прилагательные, глаголы, наречия, союзы и так далее. Кто не ответил, проиграл.
  4. Учительница сделала для своей отстающей ученицы (девочка способная, но часто болеет) игральные карты по математике, из которых можно составить различные формулы, начиная с измерения площади квадрата и треугольника, нахождения цены, количества, стоимости и др. И «прописала» бабушке каждый день играть с внучкой в карты.

Игра – как «в дурака». Ходят по кругу. На картах написаны фрагменты формул, а также знаки «+», «-», «=» и так далее. Участники берут из колоды по шесть карт. Каждый следующий ход – либо продолжение данной формулы, либо один из математических знаков, либо начало другой формулы. Если ничего нет подходящего, берут из прикупа. Выиграл тот, у кого карты не остались.

Еще есть подсказка для игроков – список всех формул. Можно пользоваться.

Шумы

Воспроизведение любой жизненной ситуации, какого-то явления, эпизода, случая может свестись к реалистической имитации звуков, «входящих» в заданную картинку. Например, утро перед Бородинским сражением; ночная жизнь хищников; работа городского транспорта.

Тему ситуации ученики могут выдумать и сами, исходя из содержания заданного параграфа учебника. В результате получаются загадки- этюды. Исполнители играют этюд, класс слушает( смотреть нельзя) и пытается определить «что?» «где?» « когда?» по тем шумам, которые издают два ( или один) невидимых классу ученика.

Отметим: когда класс видит звукооператорскую работу исполнителей, то возникает смех, который сковывает и исполнителей и слушателей. Поэтому необходимо исполнителям спрятаться за ширму.

Многие учебные темы оказываются удобными для таких творческих аудиозагадок. Например, на окружающем мире : осенние явления в жизни растений, поведение животных, воздействие человека на природу.

В работе с шумами лучше начинать с индивидуальных этюдов и доводить их до исполнения группой в пять- шесть человек. Коллективный этюд требует собранности, чувства взаимосвязи, серьезности, четкости в работе.

Часто ученики, начиная с простеньких этюдов, типа «Утро, птичий двор, зоопарк», постепенно выдумывают и играют такие этюды, как городская улица, комар в ночном поезде и т.д.. и их уже не пугает предложение озвучить шумами любую из изучаемых тем, будь –то «Круговорот воды в природе» или правописание падежных окончаний существительных 3 склонения».

Четвероклассники, например, повторяя эту тему по русскому языку имитировали то кряхтение незадачливого ученика, то скрип пера, исправляющего Е на И в предложном падеже, то удовлетворенное причмокивание учителя, проверяющего контрольную работу.


Сразу после урока учителю иногда бывает трудно отличить "неудачу" от "удачи" (особенно если ситуация была в чем-то конфликтной). Тогда он может измерить прошедший урок с помощью особых режиссерских вопросов:

  1. Как на инициативу учителя реагировали (реагируют) ученики ?
  2. В чем учитель видел сопротивление?
  3. Насколько изобретательно он вел наступление?
  4. К чему же он стремился (за что боролся, то есть "сквозное действие" учителя)?

Например, учитель подготовил для работы на уроке несколько заданий, которые, казалось бы, не вызывают сомнений в готовности учителя к уроку.

Но уже первое запланированное задание не заинтересовало учеников. (см. 1-й вопрос измерения). В ответах они были равнодушны. не реагируя на пассивность класса, учитель продолжал задавать вопросы, вытягивая из учеников запланированные ответы (см. 2-й и 3-й вопросы измерения) и не обращая внимание на насильственный характер такого "мертвого" общения. Все это делает очевидным ответ на последний вопрос измерения.

Обобщим результат режиссерского анализа. "Сквозное действие" учителя – обеспечить видимость урока. Что подтверждается оборонительной реакцией учеников: они не откликнулись на инициативу учителя, были замкнуты, пассивны (не поднимали рук, неохотно перелистывали страницы, прятали глаза; те, кого вызывал учитель, вставали с мест очень медленно). Но так как дисциплина формально не нарушалась, то учитель никакого сопротивления не замечал, а потому и изобретательность ему не понадобилось, ибо он был вполне удовлетворен ритуальным течением урока.

Поделиться

Ссылки по теме:

Читайте также

Комментарии

Оставить комментарий

Необходимо авторизоваться!