Советы родителям первоклассников или секреты первых неудач

Вступление

В сентябре в конце занятий в вестибюле школы собираются мамы и папы, бабушки и дедушки первоклассников, чтобы узнать об успехах своих маленьких школьников. Однако вместо радостной улыбки на их лицах часто можно видеть растерянность, тревогу и смущение. Это вполне прогнозируемо и объяснимо. Когда ребенок переступает порог школы, высока вероятность возникновения проблем, связанных с адаптацией к абсолютно новым условиям. Отсюда и проблемы. Необходимо сразу и заблаговременно обратить на них внимание родителей будущих первоклассников. Подобное «предсказание событий» окажется полезным для всех отправляющих ребенка в школу.

Логично отталкиваться от того факта, что многие дети не готовы к учебному труду. Необходимо устранять недостатки на ходу. При этом важно не допустить фатальных ошибок и не зародить в ребенке нежелание учиться. Ведь весь процесс связан с ежедневной, кропотливой работой. Мы допекаем его мелочными придирками, что он некрасиво написал букву, криво начертил палочку, грязно сделал работу. Прежде ищем плохое. Неправильное. Это становится единственной темой для домашних разговоров. Причем постепенно мы совершенно забываем о действительно главной стороне обучения, лишая первоклассника искренней радости от открытия и познания нового.

Первое, что необходимо ребенку для хорошей учебы – заинтересовать его непосредственно самим процессом познания. Ему должно быть интересно все и всегда. Но как этого добиться? Только через успех. Первокласснику нужно обязательно переживать радость успеха. Вот три наиболее типичные для начала обучения ситуации:

  • неправильное поведение ребенка на уроке;
  • трудности в написании букв и цифр;
  • неумение преодолевать трудности в практических действиях.

Рассмотрим эти ситуации на реальных примерах из жизни и сделаем единственно верные выводы, которые гарантированно помогут избежать проблем. Подобные случаи возникают повсеместно и наглядно демонстрируют, что неразрешимых задач фактически не бывает. Только в крайне запущенных случаях либо при неправильном педагогическом подходе.

Неправильное поведение ребенка на уроке

Жалобы учителей на поведение первоклашек – дело обыденное. Ребенок при этом может не баловаться, а просто быть невнимательным или невольно мешать своими действиями учебному процессу. Например, громко катать карандаш по парте, отвлекая других учеников от занятий. Неважно, что именно делает ребенок, имеет значение, как с этим бороться.

Родители по старой доброй традиции пытаются исправить ситуацию путем выговора и лишения ребенка удовольствий. Еще взрослые любят загружать провинившихся детей дополнительными учебными заданиями по письму или чтению. Последнее – вообще непростительная ошибка, так как учеба не должна восприниматься в качестве наказания. Но и выговоры с другими методами воздействиями – тоже не выход.

Стоит вдумчиво проанализировать ситуацию. Если ребенок идет в школу подготовленным, то ему банально скучно на уроках поначалу, пока учитель рассказывает знакомый материал. Эта причина считается наиболее распространенной, и проблема решается довольно просто. Ребенку достаточно объяснить, что скучно будет не всегда, уже сейчас он может пропустить много важного и интересного, а еще из-за своей невнимательности он может забыть то, чему его уже научили, и не сможет понять и усвоить новый материал.

В общем, аргументов, стимулирующих слушать учителя на уроке достаточно много. Взрослым нужно лишь путем проб найти нужный ключик к сознанию ребенка. Подобное общение, доброжелательный анализ личного труда позволят первокласснику быстрее втянуться в учебную работу. В этих условиях у маленького школьника развивается познавательный интерес к содержанию знаний, являющийся главным двигателем успешного обучения. Именно благодаря этому чувству первоклассник начинает понимать, для чего писать палочки, учиться чтению и математике. Это средства, с помощью которых можно что-то узнать и что-то сделать, а не просто механическая работа, которую заставляют выполнять взрослые в школе и дома.

Трудности в написании цифр и букв

Когда родителей информируют учителя о том, что их ребенок плохо пишет, и рекомендуют позаниматься дополнительно дома, многие взрослые начинают волноваться и расстраиваться из-за неудачи. И совершенно зря. Нет никакого повода для беспокойства на этом этапе, просто не стоит запускать ситуацию, а душевные силы потратить на выбор правильной методики решения проблемы.

Самой распространенной ошибкой является излишне строгий и ретивый подход родителей. Мамы и папы чересчур перегружают ребенка, заставляя дополнительно писать в день определенное количество страниц, чтобы улучшить навыки. Дети такой подход воспринимают в основном как наказание и вообще теряют интерес к итак не самому любимому предмету. В конечном итоге искреннее родительское желание помочь оказывается классической «медвежьей услугой».

В реальности проблема решается довольно просто, но требует со стороны родителей больше времени и терпения. Загружая ребенка тяжелыми и неинтересными для него заданиями, они взваливают на его хрупкие плечи всю тяжесть и ответственность, а сами остаются в стороне от трудоемкого процесса. Правильным с их стороны было бы постепенно наращивать нагрузки и принимать хотя бы на первых порах активное участие в занятиях. Когда появятся первые успехи, можно будет позволить себе чуточку отдыха.

Рекомендуется начать с совместного написания нескольких букв или цифр. Затем вместе рассмотреть полученные результаты, разобрать ошибки. Повторить все заново. Если нужно, то мама или папа должны будут показать, как это делается. Даже частично правильные написанные на этом этапе буквы и цифры должны поощряться добрыми словами. Ребенку необходимо иметь стимул. Именно так приобретается вера в собственные силы и преодолеваются трудности. Со временем ребенка можно будет больше загружать работой и оставлять одного, ведь урок письма из обременительного долга успеет превратиться в обыденное задание, а желание порадовать родителей дополнительно будет стимулировать первоклассника.

Неумение преодолеть трудности в практических действиях

Некоторые родители получают от педагога информацию, что ребенок не работает на уроке труда или рисования, не слушает объяснений, быстро портит рабочие материалы и затем до конца урока сидит без дела. Обычно подобные претензии сразу сменяет разряжающее обстановку предложение выполнить работу дома и принести изделие к следующему уроку.

Однако радость обычно быстро испаряется, когда первоклассник дома допускает те же ошибки, что и на уроке, и окончательно теряет веру в свои способности и успех. В таких случаях многие родители проявляют вполне естественную в их понимании жалость, отправляют детей в кровать, а сами в это время делают за них шикарные поделки. Вот только учителя за них обычно не хвалят и отличных оценок не ставят, так как прекрасно понимают, кто на самом выполнял домашнее задание.

Педагоги абсолютно правы, предъявляя открытые претензии родителям или просто выставляя низкие отметки. Вследствие таких действий высока вероятность, что ребенок и в дальнейшем будет пассивен на уроках труда или рисования и начнет считать себя «безруким». Выполняя работу за ребенка, родители поощряют губительную лень и способствуют зарождению других вредных привычек у первоклассника, который захочет, чтобы взрослые вместо него выполняли и другие уроки. Избежать этой катастрофы довольно просто – создайте условия для самостоятельного преодоления проблемы. Делайте поделку первый раз вместе с ребенком, а потом предложите под каким-нибудь предлогом повторить весь процесс самостоятельно.

Нельзя ни в коем случае рисовать, лепить и клеить аппликации за ребенка. Отношение к труду и рисованию не должно отличаться от подхода к чтению, математике и письму. Опыт показывает, что многие дети начинают испытывать искреннюю радость от удачного преодоления сложных ситуаций и гордость за свой труд. Просто не забывайте их хвалить даже после не совсем удачных работ. Сделайте этот процесс увлекательным. Можно использовать метод состязаний и не забывать поддаваться маленькому творцу. Ребенок гарантированно добьется успеха, если предоставить ему для этого условия и не идти на поводу у собственного чувства мнимой жалости.

Редакция "Учисьучись.рф"

Поделиться

Ссылки по теме:

Читайте также

Комментарии

Оставить комментарий

Необходимо авторизоваться!