Оцените работу!
Текущая оценка: 4.67 | Всего оценок: 3
Поделиться
Я — учитель
Ефимова Вера Николаевна учитель начальных классов МАОУ «Гимназия №4», г. Саратов
«Верочка, Вера!» - зовет маленькую девочку на Елке Дед Мороз. Малышка слышит, что ее зовут, но не подходит к нему. А она одна еще так и не рассказала заготовленный стишок. Воспитатель группы, которую посещала маленькая Вера, подошла к Деду Морозу и сказала, возможно, что-то важное.
«Верочка Николаевна, что Вы мне подготовили?» - спрашивает Дедушка.
«Я?! Стихотворение про метель!» - громко и важно отвечает девочка Вера. Вот так, с малых лет, я привыкла к обращению по имени-отчеству. Зная это, взрослые, усмехаясь, пророчили мне стать учителем. И вот, спустя время, я — Учитель!
Какой же должна быть личность учителя? Главными, на мой взгляд, качествами являются владение методикой преподавания, организаторские умения и навыки, инициативность и справедливость.
Как говорил В. Ключевский, «Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую». И правда, учитель должен разжечь огонек интереса и стремления к знаниям в сердце каждого ученика. Особенно важно иметь такие качества учителю начальных классов. Именно в начальной школе учитель должен показать все свои наилучшие стороны как профессионала, так и человека. Тогда и дальнейший путь ученика будет проходить с интересом к познанию нового. В связи с этим вспоминаются строки Оксаны Варниковой, которая так и пишет о теплом и заботливом восприятии первого учителя:
«Как много в жизни значит
Учитель самый первый,
Он мир переиначит,
Он путь укажет верный!»
Отдавать сердце детям, стараться помочь каждому ученику найти свои слабые и развить свои сильные стороны личности. Помогать, как бы это ни звучало в наше время, делать мир лучше благодаря достойному воспитанию будущего поколения. И чтобы быть как можно ближе к истокам образования и воспитания детей, я выбрала для себя профессию учителя начальных классов. Учителя, который чувствует на себе высочайшую ответственность за будущее страны, человека и мира в целом.
Учитель — доброе, ласкающее слух слово для тех людей, кому повезло с их первым учителем. Самые яркие воспоминания, не будем отрицать, конечно же, из детства. Как говорится, и клубника в детстве ароматнее, но и ремень отца крепче. В первый раз в школу дети приходят еще совсем малышами, некоторые и шнурки-то на ботиночках завязать самостоятельно не решаются. И как же важно им, птенчикам, увидеть доброе лицо и приветливую улыбку своего первого учителя. Как важно не бояться отпустить маминой руки и пойти с первым звонком на свой первый урок!
В первый год я и мои ученики учимся общаться в нашем новом коллективе. Стараюсь уже на первой неделе обучения вызвать интерес моих первоклассников к личности учителя. Ведь основой качественного учебного процесса, по моему мнению, является уважение к преподавателю и однокласснику. Здесь срабатывает правило: «Уважай близкого, чтобы добиться уважения; береги чужое, чтобы не потерять свое». Мы обсуждаем нормы поведения: в классе во время урока, в школьных коридорах во время перемен, общие правила гимназии для учащихся. И как же приятно видеть, как малыши начинают принимать порядок - значит, развивается личность!
Современные дети отличаются не только остротой ума, но и языка! Вот один яркий пример: уже на второй день в школе Петр заявил, что не привык к такой пище, какую подают в столовой. Ведь они с родителями любят суши и роллы. Как ответить Петру? На все такие случаи у меня есть верные помощники — чувство юмора и тактичность. Пришлось рассказать Петру и всем ребятам, но только по секрету, что еда в нашей столовой особенная. В меню «Запеканка-логика» - это для лучшего решения задач, а компот с витаминами «Памяти».
Еще будучи студенткой, я заметила за собой резко отрицательное отношение как к слову так и к понятию Проблема. Всегда пыталась обходить ситуации, где могла бы быть эта самая «Проблема». Посмотрим связь: Проблема — решение, задача — решение. И появилось в моей жизни замечательное слово «Задача». Конечно же, любой учитель математики старших классов заметит, что я говорю наивные и простые вещи. Но именно такие простые открытия, которые я могу передать своим ученикам, делают жизнь понятнее, превращают проблемы в задачи и соответственно меняют отношение к сложным ситуациям, которых на пути школьника будет немало.
Надеюсь, вы согласитесь со мной, что мало кто из ребят приходит в класс для учебы. Ведь это родители привели в школу. Сам - то он мог бы во дворе еще шумно играть! Так и получается, что на начальном этапе мальчишки и девчонки радостно бегут в школу, потому что там друзья, там переменки, там добрый учитель, там можно без строгого взгляда родителей почудить. Вот тут-то и возникает у меня моя вторая, но основная для образовательного процесса задача: увлечь учебой и, как результат, научить. Огромным подспорьем конечно являются и красочные учебники, и рабочие тетради с картинками. Но именно мне больше всего помогает (спасибо за современное оснащение школ!) интерактивная доска. За несколько лет практики, я не только научилась своим ребятам показывать красиво и красочно материал, но и создавать анимационное сопровождение! В век планшетов и видеоигр, конечно, сложнее добиться внимания ученика. Но когда ребята во время урока знакомятся с новыми интерактивными героями, которые могут и повторять стишок за ними, и рассказывать правила по математике, урок становится увлекательнее, а материал легче усваивается. Конечно, на такую подготовку к уроку уходит значительно больше времени, но и результат всегда отличный! Эффективность, а не отчетность - вот что должно быть на первом месте у учителя начальных классов, по моему мнению.
Еще одна моя важная задача как учителя - это, конечно же, контакт с родителями моих подопечных. Если сложных детей для учителя не бывает, то родители бывают разными. Например, ребенок старается, проявляет искреннее любопытство к знаниям, и ему просто нужно немножко помочь. Именно дома дать время отдохнуть от школы, создать пространство для удобного выполнения домашнего задания, поддержать словом, показать свою искреннюю увлеченность работой ребенка. Но дети готовят уроки, а параллельно у мамы с папой работает телевизор, дом кипит своей особой жизнью. Сыплются ошибки в тетрадях…
А если что- то не так сделано, то и ученик может потерять цепочку связи, а на следующий день неправильно написать самостоятельную работу. Так и старательного ученика недолго потерять! Поэтому основной темой моих собраний для родителей является тема «Я - родитель и учитель». С первого класса правильное понимание родителем всей своей ответственности перед ребенком в учебном процессе помогает и мне как учителю, и их чаду. Доношу до родителей, что мы команда и что работать над учебным процессом грамотно и эффективно нельзя без воспитательного процесса дома. И конечно же, воспитывают примером. Какое же счастье для меня как учителя, когда даже те родители, кто вначале возможно, и не до конца понимали всю важность таких общих усилий, со временем проявляют все большую заинтересованность к процессу обучения ребенка.
Не потерять интерес к профессии, не окостенеть - для кого- то, возможно, и сложная задача. Но у меня она решается как- то сама по себе. На каждого ученика я готовлю дополнительный материал для обучения. Используя прошлый опыт, улучшаю новое.
Становясь вроде бы возрастом старше, чувствую, что душою молодею, благодаря своим ученикам. И словечки у них все более новые, «слэнг», так сказать, и, как я их называю, «девайсы»… Вот для организованного общения с родителями, например, освоила конференц-связь. И муж замечает, что неподвластно время моему детскому восприятию жизни. Спасибо им, моим ученикам. Какая уж тут скука, какая окостенелость?!
В прошлом году прошел мой новый набор первоклашек. Конечно же, для меня опять особенные дети! С горячим любопытством к жизни и, как следствие, к учебе, но с совершенно разными характерами. И поверите ли вы мне, если скажу, что в моем классе есть девочка, которая искренне любит, когда к ней обращаются по имени-отчеству. Возможно, она тоже, как и я, однажды скажет: «Я — Учитель!». И будет так же, как и все мы, учителя, самоотверженно стараться на благо будущего всего человечества, через просветление и духовное обогащение своих учеников.
Мне, ее учителю, очень хочется в это ВЕРИТЬ!!!
Валентин
Sept. 22, 2016, 12:20 a.m.
Очень нетипичное эссе, отстранённое от замшелых шаблонов.
Мне понравилось. Однозначно оценка «пятёрка».