Эссе преподавателя предметов «Информатика»

Тема данного эссе очень актуальна как для меня в частности, так и для молодых специалистов, связавших свою жизнь с профессией педагога.

На мой взгляд, в преподавательской деятельности возрастной и гендерный аспекты  ощущаются наиболее остро в период начала работы выпускника  в сфере образования.

Поступив на должность преподавателя, только что бывший студент  должен сразу зарекомендовать себя как достойный специалист своей области, как перед непосредственным начальством, так и перед учащимися, потому что второго шанса произвести первое впечатление не будет, и тень эмоций от первого знакомства будет преследовать ещё долгое время.

менно поэтому, из-за отсутствия большого опыта или опыта совсем, многие молодые специалисты за основу личного преподавательского стиля берут стиль своих бывших педагогов, которые им импонировали. Но молодые специалисты не учитывают, что даже при полном подражании любимому учителю, если он не был тоже, например, аспирантом, добиться в своей карьере сразу точно такого же результата у них не получится. В связи с тем, что у большинства учащихся, как мной было замечено на практике, заложена непоколебимая ассоциация возраста преподавателя с мудростью, опытом и профессионализмом, молодым педагогам нужно ещё доказать ученикам свою профпригодность.

Я являюсь преподавателем предметов «Информатика» и «Информационное обеспечение в профессиональной деятельности» в Театральном художественно-техническом колледже. Мой преподавательский путь начался  сразу после окончания университета, на тот момент мне был 21 год. Так, как это образовательное учреждение является профессиональным, возрастная палитра студентов разнообразна, на тот момент, моему младшему студенту было 14 лет, а старшему – 42.

Стиль первых занятий со мной в качестве преподавателя был, скорее, авторитарными, упор на них приходился в каждой группе на настраивание субординации и отстаивание авторитета посредством передачи материала тем занятий на достойном уровне. И это было не только из-за возрастного аспекта, но и из-за полового, так как ,выяснилось, что многие студенты предпочитают по точным или техническим наукам преподавателя-мужчину. Когда я столкнулась с этой проблемой, то постаралась её изучить и  мне встретилась статья Т.М. Дадаевой [1]. В этой статье проанализированы данные социологического исследования, которые показывают гендерные особенности социально-профессионального статуса российских преподавателей. Эти исследования помогли мне понять основы гендерного различия преподавателей.

Мой возраст , на тот  момент (в принципе, как и сейчас),  помогал наладить общение с большинством студентов как с младшими товарищами. Поэтому я приняла решение отклониться от авторитарного стиля и перейти ближе к демократическому как в общении, так и в постановке практических заданий.  И это дало свои положительные плоды -студенты больше не пытались «проверить» мой уровень знаний, они начали более уважительно  и менее надменно относиться, выполняли все задания не «из под палки», а потому что им стало интересно (у них появился выбор из нескольких заданий одного уровня сложности  по одной и той же теме, задания предполагали творческую составляющую, что позволило определить интересы учащихся и ещё лучше наладить контакт). Так как опыт показал, что успеваемость наладилась, а дисциплина не пострадала, я продолжила демократический стиль преподавания в большинстве групп, в некоторых группах же остаётся до сих пор авторитарный стиль с элементами демократического.

Инновации в преподавательской деятельности очень помогают молодым специалистам. В статье Будаевой Т.И. [2] приводится статистика, согласно которой 89 % молодых педагогов используют информационные компьютерные технологии и цифровые образовательные ресурсы в своей работе; 57 % молодых педагогов считают, что необходимо использовать инновационные идеи и проекты всем коллективом преподавателей.

На собственном примере  могу отметить, что такие инновации, как, например, информационные компьютерные технологии,  очень помогают в образовательно процессе - упрощается передача информации  (например, в социальных сетях, где существует быстрая обратная связь), а благодаря проектной деятельности формируется умение работать в команде.

На мой взгляд, самыми главными задачами инновационного обучения можно считать обучение студентов познавать материал самостоятельно, обучение аналитическому мышлению, мотивация к  саморазвитию и самосовершенствованию.

Пол и возраст преподавателя ,конечно, оказывают влияние на образовательный процесс, но не являются ключевыми аспектами профессионализма в отличии от своевременного внедрения в свою деятельность преподавателем инновационных технологий. 

 

Преподаватель предметов «Информатика» и «Информационное обеспечение в профессиональной деятельности» в Театральном художественно-техническом колледже Юлия Абузова

Литература:

1. Дадаева Татьяна Михайловна Социально-профессиональный статус преподавателей вуза: гендерный аспект // Интеграция образования. 2013. №3 (72). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-professionalnyy-status-prepodavateley-vuza-gendernyy-aspekt

2. Будаева Татьяна Ивановна Инновационный потенциал молодого педагога: проблемы и пути решения // Преподаватель ХХI век. 2009. №2-1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnyy-potentsial-molodogo-pedagoga-problemy-i-puti-resheniya

 

Поделиться

Ссылки по теме:

Читайте также

Комментарии

Оставить комментарий

Необходимо авторизоваться!