Елена Бобровская
Елена Бобровская
В конкурсе с 1 ноября 2015 г. 13:28

1 место

Оцените работу!


Текущая оценка: 5.00 | Всего оценок: 2

Поделиться

Бобровская Елена Васильевна, учитель биологии,

МБОУ «Лицей «Эрудит». г.Рубцовск, Алтайский край

Самым важным явлением в школе,

самым поучительным предметом,

самым живым примером для ученика является сам учитель.

А. Дистервег

Урок- это мини-спектакль, режиссером которого является учитель…

Двадцать восемь лет, как работаю в школе, но каждый день я делаю «уроки». Готовлюсь, словно актер перед выходом на сцену. Все этапы и фрагменты уроков отрабатываются и шлифуются в ходе учебного процесса, поэтому и поурочный план становится лишь приблизительным: один урок не похож на последующий, каждый урок- представление, поставленное по эксклюзивному сценарию.

Учитель должен не только преподнести материал интересно, но и добиться прочного усвоения знаний, а этого можно достигнуть с помощью реализации исследовательских методов в обучении предмета биологии. Особенно это важно в процессе реализации предпрофильной подготовки учащихся.

Через деловую игру ученик сможет апробировать себя в роли ученого, исследователя, зоолога, ветврача, психолога, химика-лаборанта, медика-статиста, дизайнера, педагога, журналиста. Именно через эти «роли» проходит юный исследователь в процессе работы над темой исследования, приобретая жизненный, научный опыт работы в научной среде, с лабораторным оборудованием, в стационарных и полевых лабораториях.

В процессе работы над исследовательской работой следует выделить этапы: выбора темы, подбор информационных источников по выбранной теме, анализ и модернизация методик исследования, подборка опытов, выполнение практической части, статистическая обработка материала, написание работы.

Дружба, взаимопонимание, заинтересованность в будущей жизни выпускников - сближает педагогов в достижении единого результата: поддержка и воспитание творческой интеллигенции России.

Приобщение учащихся к проведению различного вида исследований способствует решению следующих педагогических задач:

•принудительной активизации мышления, когда учащиеся вынуждены быть активными, независимо от их желания;

•осуществлению непроизвольного стимулирования учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире;

•достаточно устойчивой и длительной активности вовлечения в учебный процесс;

•самостоятельности, творческой выработки решений;

•повышение степени мотивации;

•развитию важных интеллектуальных качеств человека, обеспечивающих и в дальнейшем его активность в постоянном овладении знаниями и применением их на практике;

•приобщению учащихся к интеллектуально-творческой деятельности по выдвижению и реализации в научных исследованиях творческих идей;

•формированию навыков исследовательской работы для получения знаний при подготовке научных работ и проектов;

•расширению представления о способах получения информации;

•развитию коммуникативных способностей, созданию условий для расширения среды общения;

•участию в проводимых в рамках школы, района, края, страны олимпиадах и научно-практических конференциях.

Что даёт развитие исследовательской деятельности для социальной адаптации и приспособленности детей к реалиям современной жизни?

Можно понять педагога, который увлечён исследовательской деятельностью и увлечён этой своей миссией, при этом он не ищет карьерных выгод, но счастлив оттого, что он делает.

Можно понять и учеников, которые чувствуют, что с ними с интересом занимается неглупый и увлечённый взрослый, действующий творчески, не по стандартной схеме — и сами занимаются с интересом.

Видимо, от исследовательской деятельности ребята получают творческий импульс и умение радоваться постоянному расширению собственных горизонтов, возможности самореализации. Это качество развивается подчас непросто, но, возникнув, способно увлекать желанием не сидеть, сложа руки, всё время действовать. Общаясь с руководителем, ребята обучаются научному языку, стилю поведения, принятом в научном (да и любом интеллектуальном) сообществе. Он знает «взрослую» жизнь не только по школе, он вхож в научные круги, он становится «кумиром» ребят, которые рады видеть в нём свой идеал. Поэтому потом им гораздо легче войти, быть признанными «своими» и в коллективе ВУЗа, да и в большинстве таких сообществ. И, наверное, главное, что волнует в юношеском возрасте, — потребность в общении, познании себя и своих возможностей через общение, с успехом удовлетворяется в тех индивидуализированных формах, которые так просто организовать при исследованиях (это экспедиции, походы, встречи, конференции и т.д.). Но при этом приобретается навык содержательного общения, когда общаться информативно — «хорошо», «престижно». Указанные факторы, по-видимому, значимые для учащихся, позволяют педагогу использовать их как действенное средство повышения учебной активности ребят.

Одним из ведущих аспектов обучения ученика - мотивация обучения, для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает учебно-исследовательская деятельность, основной функцией которой и должно являться инициирование учеников к познанию мира, и себя в этом мире. Исследовательская деятельность учащихся - творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения.

Педагог в данном случае выступает как организатор формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции. Из этого следует, что одной из наиболее существенных задач становится разрешение вопроса о способах формирования внутренней мотивации, то есть переведение внешней необходимости поиска неизвестного во внутреннюю потребность. Ученик должен обладать искренней заинтересованностью в собственной исследовательской деятельности. Большая социальная значимость, когда мотив проведения исследования является внутренней потребностью ученика, а проблема, которую он раскрывает, — субъективно интересна и значима для него.

В итоге хотелось бы обратиться к творческим, непоседливым учителям:

Если ты, учитель, помог ребенку найти дорогу в жизни.

Создал условия достойной реализации его увлечений, достижений.

Добился всеобщего признания его одаренности.

Наполнил его школьные годы содержательными и интересными встречами, поездками, экскурсиями, разносторонним общением в научной среде.

Твоя жизнь прожита не зря!!!!!!!!!!!

Помните: энергичный поиск идей, противоречий, нерешенных проблем - верный путь к открытию.

Удачи тебе, учитель!

Хотите принять участие в конкурсе?

Педагогика и наука: конкурс эссе

ДА

Отзывы

Нет отзывов. Станьте первым! Оставить свой отзыв

Оставить отзыв

Необходимо авторизоваться!