Как выбирают своё будущее современные выпускники

Выбор высшего образования является важным моментом в жизни каждого человека. Именно оно позволит получить любимую профессию и стать настоящим специалистом в своей сфере. Корреспондент "УчисьУчись.рф" Полина Хитрова решила выяснить, на что ориентируются выпускники при определении предметов для сдачи ЕГЭ и выборе специальности при поступлении в университет.

Задать вектор развития

Некоторые ребята определяются с будущей профессией уже во время учебы или сразу после окончания школы. А будучи студентами разочаровываются, так как выбранное направление оказывается им совершенно неинтересно.

Вице-премьер правительства РФ Татьяна Голикова сообщила, что в этом году высшие учебные заведения страны окончили чуть более 1 млн студентов, 455 тыс. окончили бюджетные места. И с каждым годом это количество только увеличивается. Но по данным ВНИИ труда Минтруда РФ, уровень безработицы в категории выпускников с высшим образованием в 7 раз превышает средний уровень безработицы по стране. Также сообщает, что в среднем 30% выпускников вузов работают не по своей специальности.

Чтобы снижать эту статистику, появляется большое количество программ по профориентации, на сайтах в интернете можно найти различные тесты, материалы. Но определиться не всегда так-то просто, как кажется на первый взгляд. Поэтому множество старшеклассников обращаются за помощью в центры профориентации. В Екатеринбурге также есть различные центры. Есть профориентационное пространство «Паровоз» (основатель Вера Бетева), есть недавно созданный центр «Маяк», основателем которого является Александр Ушаков и многие другие аналогичные центры.

Как рассказали «УчисьУчись.рф» в центрах профориентации, тренеры проводят специально разработанные игры, в ходе которых участники проявляют свои способности. Этот формат основан на современных методиках, что позволяет всех вовлечь в процесс и настроить на эффективную работу в группе. Далее тренеры отмечают навыки и уровень развитости, наблюдая за присутствующими в ходе занятий. По итогу каждому из ребят составляется индивидуальный профиль личности, от которого можно отталкиваться при выборе дальнейшего пути развития своей карьеры.

Неосознанный выбор

Как пояснила созидатель «Маяка» Марией Галиевой, в настоящее время ребята делают выбор в сторону предметов для сдачи ЕГЭ по простому признаку – что легче, то и сдают. Выбор вуза проходит по географическому признаку, престижности учебного заведения и где большое количество бюджетных мест. Школьники практически не делают никакого акцента на то, а кем же они будут работать, закончив этот факультет и эту специальность.

Госпожа Галиева добавляет, что проблема кроется и в самой системе образования. Оно построено таким образом, что студентов не учат конкретной профессии – тому, что ждут от них будущие работодатели, а дают лишь общие знания в той области, в которой нужно будет работать. Именно поэтому после окончания университета выпускники сталкиваются с тем, что о самой профессии ничего не знают и не имеют практических навыков. Это мешает стать хорошим и востребованным специалистом на рынке труда. Ребята вынуждены приходить на рабочие места и учиться профессии заново. Также, по словам Марии Галиевой, статистика говорит о том, что 60% выпускников в течение 5 лет после завершения обучения в вузе не работают по специальности. Это тоже связано с тем, что разобраться с вопросом профориентации не так-то просто. И решить его в возрасте, в котором ребятам приходится делать выбор будущей профессии, сложно. Необходимо очень хорошо знать себя.

Как говорит госпожа Галиева, «у профориентации есть две составляющие». Первая – кто я такой, что мне интересно, что у меня хорошо получается, где я могу развить ещё какие-то навыки, какие области мне интересны. Вторая составляющая – это знания об окружающем мире, представление того, какими навыками должен обладать человек, чтобы хорошо выполнять свою работу, какие требования предъявляются, какая ждет карьерная лестница.

Хочется заметить, что количество запросов о профориентации для взрослых с каждым годом набирает обороты. Растет и количество безработицы среди хороших специалистов. Так, с середины прошлого года поиск по профориентации для взрослых вырос с 1128 запросов в месяц почти до 1800 на сегодняшний день. Чтобы избежать таких проблем в будущем и не ошибиться в выборе своей профессии, нужно помнить об этих двух составляющих.

Жизнь = движение

В итоге все сводится к тому, что поколение, которое растет и то, которое сейчас выбирает свою будущую профессию, столкнется с тем, что высшее образование – это только лишь одна из ступеней развития. Учиться придется всегда: когда ты придешь на работу, когда ты будешь работать 5-10 лет, то тебе все равно придется учиться. Это связано с тем, что ритм сегодняшнего информационного мира постоянно держит людей в тонусе. Если хочешь добиваться большего, то уже сейчас ты должен делать больше, чем все окружающие. Если же будешь делать как все или меньше, то останешься в текущем месте развития и люди, которые окружают, будут тебя превосходить.

Современные исследования, проведенные, в частности, профессиональным карьерным консультантом Алёной Владимирской (бывший глава HR Mail Group и основатель проекта «Антирабство»), говорят о том, что современному поколению школьников нужно готовится к тому, чтобы менять свою профессию и свои навыки в течение всей жизни.

Именно для этого необходимо изначально выбрать правильный вектор развития – брать перспективные области, где развивать свои самые сильные качества. Возможно, для современных школьников эти идеи могут показаться странными, но факт остается фактов – уже сейчас многие представители поколения Y сталкиваются с проблемами своей профориентации и «ненужности» рынку. И решать эти вопросы лучше перед поступлением в вуз, нежели в зрелом возрасте.

Так, для выпускников, которые стоят перед решением о своей будущей профессии, в центре «Маяк» дали совет: «Нужно четко знать самого себя, быть честным по отношению к своим мечтам и желаниям. А также никогда не останавливаться в развитии, вне зависимости от того, куда в конце концов решишь поступать».

 Полина Хитрова, фото - drive2.ru

А вы как профессию выбирали?

Чтобы понять, каким образом в настоящее время ребята делают выбор будущей профессии, был проведен небольшой опрос. Студентам разных специальностей был задан вопрос: «Опирался ли ты на сданные предметы ЕГЭ при выборе специальности, на которую будешь поступать или же выбирал экзамены, чтобы поступить на желаемую профессию?

«Я заранее решил, на какую специальность буду поступать. На неё и опирался, когда выбирал предметы для сдачи ЕГЭ».

Денис Говорухин, Информационные технологии, РГППУ


 «Я выбирала экзамены, чтобы поступить на профессию, которая мне была интересна. Толко в итоге я на неё не прошла по баллам. Поступила на абсолютно другое направление и даже другой университет. Но ни о чем не жалею и очень рада, что все сложилось именно так».

Лада Фисенко, Информационные системы и технологии, УрГУПС


 «Для начала я определилась, что хочу сдавать информатику, так как она мне нравилась. А уже потом я начала рассматривать те варианты, куда можно с ней поступать».

Юлия Кочнева, Информатика и вычислительная техника, УГГУ


 «Я выбирал предметы для сдачи ЕГЭ именно исходя из профессии. То есть в начале 10-го класса решил, что пойду на юриста и определился с предметами».

Михаил Михалев, Юриспруденция, РАНХиГС


 «Я ориентировалась на знания предметов. А уже после их сдачи смотрела, куда буду поступать».

Ольга Рыковская, Экономика и управление, РГППУ


 «Ветеринария – это мечта детства. Поэтому я выбирала именно те экзамены, которые нужны, чтобы поступить на профессию мечты».

Елизавета Скворцова, Ветеринария, УрГАУ

 

Беседовала Полина Хитрова

Поделиться

Ссылки по теме:

Читайте также

Комментарии

Оставить комментарий

Необходимо авторизоваться!