Готовимся к экзаменам. 10 способов повысить эффективность запоминания.

Сессии, сдача экзаменов – всегда стресс. Даже когда билеты изучены досконально, нервы могут дать сбой и в памяти возникает «эффект чистого листа». Так психологи называют явление, когда из глубин сознания не получается извлечь изученное.
Что делать, чтобы экзамен прошёл успешно, а в нужный момент пришла необходимая информация? И почему сложно запоминать тексты, написанные в учебниках?

Не будем останавливаться на многократном повторении: этот способ, конечно, действенный, но требует много затрат: физических, временных, но больше эмоциональных.

Рассмотрим менее известные

Нашему подсознанию чужды те способы изложения материала, которые свойственны другому человеку. Чтобы текст легко запоминался, его следует переписать понятным лично для нас языком. Для этого предложения можно закодировать.

Обязательное условиеэто должно производиться человеком, которому текст, следует выучить, так как его система восприятия может сильно отличаться от системы других.

Объёмные - сразу делить на несколько блоков и уже потом кодировать каждый из них.

Начинать целесообразнее с изучения тем, которые запомнились меньше, а может даже вызывают страх, например своей сложностью или объёмом.

Какие существуют приёмы кодировки?

  1. Сокращения. Выработка сокращённых или новых слов, возможно даже тех, что будут понятны только вам. Важно писать окончание слова. Большая часть сокращений с трудом распознаётся даже самим автором, если отсутствует окончание – проблематично определить падеж. Как вариант – не писать гласные буквы. Этот принцип используется в стенографии. Обычно отсутствие нескольких или всех гласных букв никак не влияет на возможность прочтения слова.
  2. Рисунки. Графическая кодировка эффективна благодаря способности нашей психики к образному восприятию. Чем больше понятий включает в себя рисунок, тем лучше. Для примера, фразу: «Человек состоит из клеток, соединённых между собой» можно изобразить в следующем виде: вертикальная черта, как обозначение человека; знак равенства (состоит, равен), квадрат или решётка (клетка), двухсторонняя стрелка (соединение). Ту же фразу можно выразить посредством круга, в который вписаны несколько кружков. При необходимости, школьнику или студенту проще вспомнить картинку, как бы она изображена ни была.
  3. Таблицы. Если есть сравнения, подойдёт распределение данных: временные признаки, гендерные отличия (по полу) и т.п. образуют колонки, запоминающиеся значительно быстрее.
  4. Схемы. В случае, когда прослеживается взаимосвязь между предметами или явлениями, выражается в виде квадратов (или других фигур), соединяемых между собой одно-, или двусторонними стрелками. Таким способом удобно кодировать степень родства и поколения исторических персонажей.
  5. Подразделения на группы. Такому делению подлежат объемные материалы. Допустим, при сравнительном изучении животной и растительной клетки, можно выделить три признака, которые:
    • есть у обоих видов;
    • свойственны животной, но отсутствуют у растительной;
    • имеются у растительной, но не присущи животной.
  6. Выстраивание в определённом порядке. По алфавиту, по возрастанию, по убыванию или даже по цвету (по примеру расположения цветов радуги). К примеру, в третьей подгруппе пункта 5 (Органоиды, свойственные растениям, но отсутствующие у животных) будут располагаться в следующем алфавитном порядке: вакуоли, клеточная оболочка, лейкопласты, хлоропласты, хромопласты. После дополнительного сокращения они могут выглядеть так: В, КО, Л,Хл,Хр.

Правильное конспектирование

Этот высокоэффективный прием, при правильном выполнении всех условий позволяет навсегда запомнить не только сами данные, но и их расположение на листе. Это может быть полезным в случае необходимости быстрого поиска нужных сведений.

Важный момент: по окончанию, конспект в обязательном порядке перечитывается и пересказывается устно. Именно два последних действия позволяют передать сведения в долгосрочную память.

Иногда стоит подключить образное мышление. Рисуя динамичные картинки в своём воображении, создаётся личное видение ситуации конкретным человеком. Действия всегда запоминаются более быстро, нежели тексты.

Так, исторические события можно представить в виде короткометражного «фильма», который не только позволит закрепить в памяти сведения, но и, возможно, создаст определённые впечатления. Над каждым изображением можно «расположить» дату события, чтобы вызвать ассоциации.

Также отличным вариантом является пересказ прочитанного вслух. Рассказывая кому-либо изученное, усвоение происходит на 60% успешнее.

Существуют ещё нюансы, на которые надо обратить внимание.

При подготовке к экзамену, важно учитывать биоритмы человека. Не всегда имеется такая возможность в период сессии, но и утомительное проведение времени за книгой пользы не принесёт. Во сне тоже происходит запоминание, поэтому необходимо давать себе достаточное время для сна.

Если учитывать индивидуальные особенности, а в перерывах между учёбой давать себе небольшую физическую нагрузку или устраивать прогулку, смена деятельности поможет и отвлечься, качественнее усвоить задание.

Достаточное количество жидкости (чистой негазированной воды) одно из непременных условий нормального функционирования организма. В условиях обезвоживания мозг вряд ли будет способен на понимание и проработку полученных знаний.

В любом деле важно начать!

Достаточно один раз сделать над собой усилие, чтобы приступить к занятиям, а дальше учёба даётся уже легче. Если включиться в работу быстро не получается, необходимо выбрать тему, которая наиболее интересна.

 

Редакция "Учисьучись.рф"

Поделиться

Ссылки по теме:

Читайте также

Комментарии

Оставить комментарий

Необходимо авторизоваться!