Упражнения игрового характера для формирования лексических и фонетических навыков и умений в начальной школе

Использование игр на уроках английского языка в младших классах для развития речевых навыков и умений

Больше всего на свете дети любят играть. В игре легко и с удовольствием усваиваются новые слова и выражения. На этом принципе основаны многие уроки. Метод игры базируется на простом способе запоминания новых слов – применении их на практике как можно чаще и в разных ситуациях. Надёжность метода подкрепляется сопоставлением слов с ярким зрительным образом. На этом основаны все обучающие игры.

Игровая технология обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении.

Упражнения игрового характера могут быть разными по-своему назначению, содержанию, способам организации и проведения их, материальной оснащенности, количеству участников. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать лексические, грамматические навыки и т.д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.

При обучении иностранному языку в начальных классах важно, чтобы уже в этом юном возрасте ребенок захотел заниматься иностранным языком и делал это с удовольствием и радостью. Игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет учащимся получать и усваивать большое количество информации.

М. Ф. Стронина в своей книге «Обучающие игры на уроках английского языка» подразделяет игры на следующие категории: лексические игры, грамматические игры, фонетические игры, орфографические игры.

Лексические игры

Цели:

• тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;

• активизировать речемыслительную деятельность учащихся;

• развивать речевую реакцию учащихся.

Например, в игре «Animals» происходит активизация лексических единиц по соответствующей теме. Ввод новых лексических единиц «sleep- wake up!». На отдельной парте в начале класса в ряд учитель выставляет мягкие игрушки – животных. Дети запоминают место каждой игрушки в ряду. Учитель предлагает детям закрыть глаза: «Sleep». В это время педагог прячет одну игрушку. По сигналу «Wake up!» дети открывают глаза и называют отсутствующую игрушку, после чего педагог возвращает ее на прежнее место. Чаще следует прятать ту игрушку, название которой необходимо запомнить. С помощью этой игры можно тренировать слова по другим темам, например: «Transport», «Fruits», «Vegetables».

С помощью игры «Дрессировщики и звери» очень легко вводить новую лексику. Двое учеников исполняют роли дрессировщиков, остальные – роли зверей. Дрессировщики поворачиваются спинами к детям и к игрушкам, находящимся на парте. Они считают по-английски до 5, дети в это время бесшумно подходят к столу, и каждый ребенок выбирает себе игрушку, изображающую того зверя, роль которого он будет исполнять. Дети прячут игрушки за спину, запомнив их. Дрессировщики предлагают зверям выполнить следующие движения:

«Mouse, run!»

«Dog, jump!»

«Fish, swim!»

«Parrot, fly!»

«Monkey, jump!»

«Cat, run!»

«Cock, sleep!»

«Wake up!»

Дети выполняют движения в соответствии со своей ролью. Дрессировщики хвалят умных зверей, прощаются: «See you soon» и уходят.

Введение новых слов по теме: «Transport».

1) Педагог показывает детям новые игрушки: « a car» - легковой автомобиль, «a bus» - автобус, «а tram» - трамвай, «а train» - поезд. Дети рассматривают игрушки и называют их по-английски. Затем педагог читает детям стишок, помогающий запомнить новые слова:

Train – это поезд,

Car – машина,

Bus – автобус,

Tram – трамвай.

Будь на дороге осторожен,

При переходе не зевай!

Дети повторяют стишок хором.

2) Педагог беседует с детьми о правилах дорожного движения (для чего нужны на дороге, светофор, каких цветов огоньки у светофора и что они обозначают), называет цвета светофора: по-английски: «red» - красный, «green» - зеленый, «yellow» - желтый.

3) Игра «Светофоры».

Дети сидят за столами, перед каждым ребенком – 3 цветных картонных круга диаметром 6 см (цвета светофора), укрепленных на небольшой ручке прямоугольной формы. (Круг с ручкой имеет форму ракетки для тенниса). Педагог предлагает детям игровую ситуацию: комната, в которой находятся дети – это цех завода по изготовлению светофоров; дети – мастера, которые изготавливают светофоры и проверяют их работу. Педагог, взяв на себя роль начальника ОТК или главного инженера, проверяет, как работают светофоры, он называет тот или иной цвет светофора (red, green, yellow), дети – мастера, «включают» свет красного, желтого, зеленого цвета (поднимают круги соответствующих цветов) своих светофоров, тем самым показывая, что последние работают исправно. Если у кого-либо из мастеров светофор не исправен, начальник ОТК показывает работу тех мастеров, у которых светофоры работают отлично, точно и быстро переключают свет по сигналу.

4) Игра « Зарядка для детей» (Педагог показывает движения, называет их, дети повторяют движения за педагогом). Эта игра используется в качестве паузы во время урока.

Hand‘s up, Руки вверх!

Hands down, Руки вниз,

Hands on hips, Руки на бедра,

Sit down! Присядьте.

Stand up, Встаньте,

Hands to the sides, Руки (кисти) в стороны,

Bend left, Наклонитесь влево,

Bend right. Наклонитесь вправо.

Hands on hips, Руки на бедра,

One, two, three, hop. Раз, два, три, прыжок.

One, two, three, stop. Раз, два, три, стоп.

Stand still! Встаньте смирно!

5) Игра «Что лишнее?».

Педагог ставит на наборное полотно в ряд картинки с изображением предметов, среди которых один предмет – лишний. Сначала дети хором называют все предметы в ряду по-английски, затем педагог считает по-английски до 3-х, по окончании счета дети должны назвать по-английски лишний предмет. Тот, кто сделать это первым, получает жетон. Ребенку, получившему наибольшее количество жетонов, в конце вручается приз. В ходе игры детям предлагаются следующие ряды картинок:

  • А fox a bear a carrot a hare
  • A cat a dog a pig a frog
  • A cow a goat a horse a coat
  • A basket a carrot a turnip
  • A dog a cat a hat
  • A ball a balloon the moon

Лиса медведь морковь заяц

Кот собака свинья лягушка

Корова коза лошадь пальто

Корзина морковь репка

Собака кот шляпа

Мяч воздушный Луна

шар

7. Игра «Setting the table» ( «Накрываем на стол»)

1. Введение (мотивация). Поиграйте в игру «Setting the table» («Накрываем на стол»). Каждому ребенку понадобятся: салфетка, пластмассовые тарелка, чашка, блюдце, вилка, ложка, нож – такие пластмассовые приборы можно приобрести в универсальных или хозяйственных магазинах. Перед началом занятия раздайте детям приборы.

Учитель демонстрирует по очереди каждый предмет для сервировки стола, называя его и заставляя детей повторять названия: Napkin ( покажите салфетку). This is a napkin. Дайте команду: Show me the Napkin и т.д. Дети называют предметы и показывают их.

Учитель: Let‘s set the table ( Давайте накроем стол). Учитель дает инструкции группе и производит действия, которые необходимо совершить, чтобы накрыть стол. Дети выполняют указания, ориентируясь на учителя. Учитель: Take your napkin (разверните салфетку и подержите ее за кончики, показывая детям). Put your napkin on the table (положите салфетку на стол). Take your plate. Put your plate on the napkin. Take your knife. Put your knife on the napkin. Take your fork. Put your fork on the napkin и т.д.

После этого как столы будут накрыты, учитель дает команду: Eat! – и притворитесь, что едите. Дети выполняют команду, изображая процесс еды.

Повторите процесс накрывания стола ещё раз. Дайте команду: Set the table! Пусть теперь дети не только производят необходимые действия, но и повторяют команды за вами.

Затем дети работают в парах, давая друг другу указания.

Коммуникативные навыки:

  • выполнение указаний и команд;
  • узнавание предметов сервировки стола, пищи;
  • описание происходящих действий;
  • выражение приятия, неприятия, желания.

Игра «Собери портфель»

В игре участвует весь класс. Выходят к доске по желанию.

Учитель: Поможем Буратино собраться в школу. Ученик берёт находящиеся на столе предметы, складывает их в портфель, называя каждый предмет по-английски и описывая его: This is a book. This is a pen (pencil, pencil-box). This is an English book. This is a very interesting book

Игра «Собери картинку»

Каждой команде дается конверт, в котором находятся 12 частей от картинки. Нужно собрать картинку и дать ее описание с помощью структур I see .. This is .. He/ She has got… It is blue (grey, etc.)

Игра «Загадки про животных»

Now you will listen to my stories and try to guess what animal I shall describe.

1. It is not big. It is small. It can jump. It can swim. It is green. It lives in the river.

2. It is not small. It is big. It can run. It is grey.

3. It is not big. It lives in the house. It can run and jump. It can be grey, white, and brown.

4. It lives in the river. It can swim. It is green.

5. It is small. It lives in the house. It can run. It is grey. It says: « Pee-pee-pee.»

6. It is big. It can run. It lives in the forest. It is brown.

Грамматические игры

Цели:

• научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности

• развивать речевую реакцию учащихся.

• формировать интерес учащихся к изучению английского языка.

Игра «Угадай-ка»

В руках ведущего – черный ящик (или коробка), в котором находится незнакомый предмет. Члены команд должны задать ведущему по одному наводящему вопросу. (Is it a cat?, What colour is it?) После этого они должны дать ответ, что находится в ящике.

Орфографические игры

Цели:

• проверка усвоения орфографии изученного материала

• развитие памяти, мышления, внимания детей

• формирование интереса к изучению английского языка

Игра «Картинка»

Каждый участник получает по картинке с изображением предметов, животных и т. д. Представители команд выходят к доске, разделенной на две части, и записывают слова, соответствующие предметам, изображенным на картинке. После того, как обучаемый написал слово, он должен прочитать его и показать свою картинку. Выигрывает команда, которая быстрее и с меньшим количеством ошибок запишет все слова.

Игра "Дежурная буква"

Обучаемым раздаются карточки и предлагается написать как можно больше слов, в которых указанная буква стоит на определенном месте.

Например, учитель говорит: «Сегодня у нас дежурная буква «о», она стоит на первом месте. Кто напишет больше слов, в которых буква «о» стоит на первом месте?»Например, учитель говорит: «Сегодня у нас дежурная буква «о», она стоит на первом месте. Кто напишет больше слов, в которых буква «о» стоит на первом месте?»

Время выполнения задания регламентируется (3-5 мин)

Фонетические игры

Цели:

• развитие речевых навыков и умений

• тренировка в произнесении английских звуков в словах

• формирование навыков фонематического слуха.

Игра "Цветочки и пчелки"

 

Каждая команда делится на две группы. Первая группа - цветочки,

- пчелки. Каждый ученик получает карточку со звуками или

словами в транскрипции. На цветочках написана транскрипция слова, в

котором один звук пропущен. На пчелках написаны пропущенные

звуки. Каждая пчелка должна опуститься на соответствующий цветочек

 

Игра "Широкие гласные"

Учитель называет слова. Обучаемые поднимают руку, если звук

произносится широко. Если гласный произносится узко, руку поднимать

нельзя. Выигрывает команда, которая допустила меньше ошибок.

Все виды игровых технологий предоставляют широкое поле для детской фантазии, создают благоприятные условия для развития наблюдательности, памяти, мышления и речи. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. Другими словами, игра не является самоцелью, а используется в сочетании с другими технологиями обучения.

В начале занятия целесообразно провести фонетические игры «Язычок на прогулке», «Передай звук», «Последний звук». В середине занятия можно также применить подборку игр, соответствующих теме занятия и возрасту детей.

Метод игры – наиболее эффективный метод обучения иностранному языку. Игра обеспечивает активное участие каждого ученика, стимулирует речевое общение, способствует формулированию интереса и стремлению изучать иностранный язык. Игра для детей – увлекательное занятие. В игре все равны, она доступна слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий дают возможность ребятам преодолеть стеснительность, что благотворно сказывается на результате обучения. Игра развивает познавательную активность школьников. Применение игр на уроках иностранного языка в младших классах способствует повышению интереса учащихся к предмету, обеспечивает более устойчивое внимание и лучшее восприятие языкового материала. Игра должна соответствовать имеющимися у детей знаниям. Соответственно, чтобы игра носила развивающий характер, важно создать возрастной подход. Игры лучше всего использовать в середине или в конце урока, с тем, чтобы снять напряжение.

 

Используемая литература

1. Рона Роуз. Английский язык для малышей и родителей. Харьков «Прапор» 1993 г.

2. Н.В. Чанчикова. Английский для малышей. Издательство «Стайл». Санкт- Петербург, 1993 г.

3. И. Куликова. Мы учим английский. Издательство «Росмэн». Москва, 1994 г.

4. Ременчукова И.Б. - « Игровые технологии на уроках», 2е изд..Волгоград : Учитель,2008.

5. Стронин М.Ф. - « Обучающие игры на уроке английского языка», Москва: «Просвещение»,1981г.

Поделиться

Ссылки по теме:

Читайте также

Комментарии

Оставить комментарий

Необходимо авторизоваться!