Использование эффективных образовательных практик в условиях логопедического пункта с учетом интеграции образовательных областей

Учитель-логопед МБДОУ «ДС №32 «Снегирек» Козачкова Анна Леонидовна

 

Тема: Использование эффективных образовательных практик в условиях логопедического пункта с учетом интеграции образовательных областей

Одним из требований ФГОС является внедрение в работу ДОУ инновационных педагогических технологий, которые помогают наиболее эффективно реализовывать принцип интеграции образовательных областей как обязательное условие выполнения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Для преодоления системного нарушения речи детей необходима максимальная концентрация таких образовательных областей, как «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», обеспечивающих всестороннее развитие психических и физиологических качеств, навыков и умений в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Ведущей образовательной областью, задачи которой решаются в процессе коррекционной работы, является, безусловно, «Речевое развитие», а ведущим видом детской деятельности – коммуникативная. Но для того, чтобы работа по коррекции речевых недостатков была более успешна, используются возможности других образовательных областей.

В силу объективных причин в условиях логопедического пункта обучение детей с тяжелыми речевыми нарушениями часто занимает более продолжительное время, чем в условиях логопедической группы, но достичь максимального результата, сократив время обучения возможно, если, наряду с традиционными методами обучения, интенсивно применять эффективные образовательные практики.

В связи с этим нами были разработаны и внедрены авторские игровые пособия: «Умелые ручки», «Сосчитай-ка», «Развивай-ка», «Солнцеград», которые позволяют обеспечить интеграцию образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие» и «Физическое развитие».

Игровые пособия формируют любознательность, инициативность, самостоятельность, помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Играя, дети погружаются в организованную взрослым ситуацию. Используя авторские игровые пособия в своей работе решаю самые различные задачи от коррекционных до психологических и познавательных.

Пособие «Умелые ручки» способствует решению задач образовательной области «Физическое развитие», таких как развитие мелкой моторики, улучшению координации движений, гибкости кисти, раскованности движений вообще, усидчивости и терпению. Так же интегрировано решаются задачи по ОО «Познавательному развитию»: развитие пространственной ориентировки, сенсорики.

Развивая мелкую моторику у ребенка, тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, педагог активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь. Таким образом, мы можем построить следующую цепочку развития: мелкая моторика – речь – восприятие.

Пособие «Сосчитай-ка» способствует решению таких задач как:

  • совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже; ОО «Речевое развитие»
  • обучение счету до 10, различению количественного и порядкового счета, определению состава чисел до 5 (включительно); ОО «Познавательное развитие»
  • развитие мелкой моторики и координации движений; ОО «Физическое развитие».

Пособие «Развивай – ка» решает большой спектр коррекционных и образовательных задач и позволяет обеспечить интеграцию образовательных областей.

Авторское пособия «Развивай–ка» решает такие коррекционные–речевые задачи:

  • закрепление навыков произношения изученных звуков;
  • отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур;
  • воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов;
  • расширение лексического запаса;
  • закрепление доступных возрасту грамматических категорий.

Так же решает задачи образовательных областей «Физическое развитие» (развитие мелкой моторики, улучшению координации движений, гибкости кисти, раскованности движений вообще, усидчивости),

ОО «Познавательное развитие» (обогащать представлений детей об объектах окружающего мира, совершенствование умения детей систематизировать (группировать) предметы по определенным признакам). В процессе знакомства с лексическими темами расширяются представления о предметном окружении, свойствах и качествах предметов, а так же развитие психических познавательных процессов: памяти, внимания, мышления.

Пособие «Солнцеград» создано для знакомства со звуками и буквами, обучение слоговому чтению, для развития у дошкольников пространственных отношений (вверху, внизу, влево, вправо и т.д.), помогает развивать сенсорику и мелкую моторику.

Разработанные нами авторские пособия используются на протяжении всего периода посещения детьми логопедического пункта и после выпуска из логопедического пункта воспитателями подготовительных групп в совместной деятельности взрослых и детей.

Применение эффективных образовательных практик в виде авторских пособий «Умелые ручки», «Разивай-ка». «Сосчитай-ка», «Солнцеград» дало положительную динамику роста развития воспитанников посещающих логопедический пункт, которую отслеживаю при систематическом проведении мониторинга.

Благодаря использованию игровых технологий и их интеграции, образовательный процесс становиться целесообразным, результативным, эффективным, экономичным, оптимальным, целостным, системным, интенсивным, гибким, интегративным, современным.

Поделиться

Ссылки по теме:

Читайте также

Комментарии

Оставить комментарий

Необходимо авторизоваться!