Мучительный выбор или рассуждения о том, куда пойти учиться

Самый простой вопрос «Кем ты хочешь стать?» порой ставит в тупик похлеще вопроса о проблеме физики элементарных частиц. Если в советское время многие дети хотели стать космонавтами, летчиками, инженерами, геологами, но в итоге многие из них шли на заводы, после окончания ВУЗов – ведь тогда в стране работала система жесткого распределения – без работы не оставался никто. В современных же условиях у школьника появилось право выбора своей будущей профессии и своего собственного «я». Но пока это удается не всем. Однако «УчисьУчись.рф» попробует помочь тебе, наш читатель!

Правильный выбор дан не всем

По нашему глубокому убеждению, большинство детей в возрасте 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор своей будущей специальности. Они пока не умеют принимать взвешенные решения и в итоге склоняются к той, и, соответственно, к тому учебному заведению, которые больше на слуху или обещают баснословные материальные выгоды для того, кто пойдет эти путем.

выбор профессииУже несколько лет подряд многие российские школьники штурмуют стены МГИМО – все будто и ждут, что именно они станут профессиональными дипломатами или другими высокооплачиваемыми специалистами. Кто-то же просто необдуманно идет в ВУЗ, который просто подвернется под руку. Этот шаг, как правило, совершают те, кому нужно избежать армии, либо те, от кого высшее образование требуют родители. Но это совершенно неправильный подход. Использовать его крайне опасно, так как можно поломать всю свою дальнейшую жизнь – получить ненавистную профессию и всю жизнь жалеть себя, либо просто потерять как минимум 5 лет своей жизни на получение теории и навыков бесполезной и слабо востребованного направления в современном мире.

В нынешнем году подобный безалаберный подход грозит еще и тем, что ВУЗ может быть просто закрыт. За последний год из реестра лицензий было исключено более 350 российских ВУЗов. Сеть высших учебных заведений сократилась в том числе, на 50 негосударственных ВУЗов и 134 филиала таких ВУЗов. И, учитывая курс правительства на очищение сферы образования от недобросовестных игроков, стоит ожидать новых закрытий ВУЗов.

Методика подбора будущего  ВУЗа

Прежде чем выбирать учебное заведение, необходимо, по советам специалистов Департамента по труду и занятости населения Свердловской области:

- Изучить себя (тесты, самонаблюдение, кружки, впечатления от экскурсии,). То есть, нужно подумать и понять, что будет интересно тебе, наш читатель. К чему ты сам более склонен.
- Изучить профессиограммы. Дело в том, что большинство имеет свои профессионально важные качества (подобные атласы профессий есть в каждом профильном центре занятости в любом городе России). Соотнесите их со своими возможностями.
- Изучите рынок труда: какие специалисты в вашем районе, области будут нужны через 5-10 лет?
- Когда определитесь, подумайте над запасными вариантами.
- Определите приоритеты в учебных предметах, направьте основные силы на них.
- Выясните, где идет набор на эту специальность.
- Посетите эти учебные заведения – желательно за год до поступления – в Дни открытых дверей.
- Составьте список учебных заведений (в нем необходимо обязательно отметить графы:

1) условия поступления;

2) особенности обучения в этом заведении;

3) наличие и сроки лицензии гособразца;

4) процент трудоустройства выпускников;

5) преподавательский состав;

6) есть ли стажировки;

7) есть ли помощь в распределении после окончания ВУЗа.

Памятка родителям

Уважаемые родители, редакция «УчисьУчись.рф» уверена, что Ваша помощь в профориентации школьника играет огромную роль. Специально для этого мы публикуем так называемые правила «Семи шагов», которые позволят и Вам, и Вашему ребенку еще за два-три года до окончания школы начать планомерно заниматься обсуждением проблемы будущей жизни и образования.

Правила «7 шагов»

Выбор профессии

ШАГ 1.

Предложите подростку нарисовать образ желанной работы, описать идеальный день на любимой работе. Составьте таблицу. Максимально подробный список ожиданий: характер и условия труда, окружение, эмоции, нагрузки, результаты, смысл, график, уровень заработной платы, шансы трудоустроиться – впишите эти пункты в столбцы. В строки напишите названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет – минус. Проанализируйте, какая профессия набрала больше всего плюсов. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание. Разумеется, такой способ профориентации –  не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.

ШАГ 2.

Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Задача родителя – выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает. К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если Ваш ребенок думает, не стать ли ему инженером-конструктором  – и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, стоит попросить их пообщаться с ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.

ШАГ 3.

Больше информации! Активно ( вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники и профессиональные журналы. Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).

ШАГ 4.

От слов – к делу. Не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему прорепетировать ее в профильном кружке, секции, классе.

ШАГ 5.

Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но, прежде всего, познать себя – свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой – соответствует его способностям. В Интернете есть много толковых тестов. Однако, надо иметь в виду, что цель таких тестов – не выдать готовый ответ на вопрос «кем быть, а «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет. И ни в коем случае нельзя считать полученные результаты и выводы однозначно верными.

ШАГ 6.

В институт – на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «дни открытых дверей» в учебное заведение – и, желательно, не в одно. Не придавайте таким походам чрезмерное значение, ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш ребенок захочет провести свои студенческие годы. Идите в техникум, училище, ВУЗ просто как в музей – посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое-не мое».

ШАГ 7.

Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, рассматривайте разные варианты: самые желанные, альтернативные, запасные. Как правило, сам подросток о запасном варианте не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу, повышает стрессоустойчивость.

 

С уважением, редакция УчисьУчись.рф

Поделиться

Ссылки по теме:

Читайте также

Комментарии

Оставить комментарий

Необходимо авторизоваться!