Оцените работу!
Текущая оценка: 4.50 | Всего оценок: 4
Поделиться
ЭССЕ на тему:
Что подразумевал под фразой
«жизнь на уроке» Л. В. Занков
Начать свои рассуждения хочется с цитаты Л.Н. Толстого по поводу формирования понятий у уч-ся: «Если хочешь, чтобы скорее расцвел цветок, не нужно насильно развертывать лепестки, а нужно создать условия, при которых он сам распустится»
Сейчас принято говорить о технологии обучения, в том числе урока. Технологии – это то, что работает и точно ориентировано на высокий результат. Но можно ли говорить об уроке как о технологии? На заводе одна машина обтачивает деталь, другая ее шлифует, третья присоединяет к ней новую деталь…А в школе? Разве урок – это то, что можно уложить в рамки сорока минут? Или в рамки страниц учебника: разворот – урок! Нет, урок – это жизнь детей и учителя. Ш.А. Амонашвили в своих выступлениях говорил: «Вслушайтесь в слово У-рок! Здесь скрыто слово рок – судьба!»
Да, мы, учителя действительно можем вершить судьбы детей, быть активными участниками этого процесса. Занковский урок имеет свои этапы, у которых, однако, нет жестких, раз и навсегда закрепленных названий и мест в схеме урока. И каждый учитель-профессионал уже не придерживается внутри урока времени, отведенного на этот этап, потому что он идет от детей, он чувствует их и проживает вместе с ними открытие нового, повторяет материал, подводит к обобщению. Значимо не количество этапов, а их наполнение. Главное нелозунги о формировании общеучебных действий, о деятельностном подходе, а создание атмосферы и возможности разбудить ум, сердце и чувстваребенка. Судить о характере работы учителя и уроке в целом необходимо прежде всего по лицам ребят. Горят ли они желанием узнавать новое, разрешать поставленные перед ними вопросы, их общение, самочувствие, выражение их лиц – вот, что есть жизнь и урок в частности.
Каждый авторский урок имеет свою неповторимую композицию, которая выстраивается в результате сочетания творческой мысли учителя, современных требований, воспитательной цели урока, уровня подготовки класса.
В дидактической системе Занкова к уроку предъявляются определенные требования, способствующие оптимальному общему развитию каждого из учеников.
Они хорошо известны опытному учителю. Поэтому в завершение хотелось бы провести параллель между новыми приемами и хорошо известными «старыми» методическими истинами.
Так, например, вышеописанная технология предлагает трехчастную модель построения учебного занятия:
1) фаза вызова (побуждение интереса к получению новой информации);
2) фаза осмысления (получение новой информации);
3) фаза рефлексии (осмысление, рождение нового знания).
Что напоминает данная модель? Структуру развивающего урока в системе, разработанной 50 лет назад Л.В. Занковым.
В связи с этим вспоминается народная мудрость: все новое – это хорошо забытое старое.
Я — за подлинную, интенсивную, даже кипучую жизнь детей на уроках.
Но не будет ли перенапряжения, если так изо дня в день проводить все уроки?
Было бы неправильно толковать интенсивность и богатство жизни детей на уроках как непрерывное напряжение.
Жизнь детей — это не только какой-то концентрат мысли каждого ребенка в его уединении. Дети обмениваются своими соображениями с учителем и друг с другом, спорят. Тут и элементы игры, и шутки, и смех...
Жизнь детей на уроке, конечно, особая, своеобразная форма духовного бытия, поскольку главное — учение. Тем не менее подлинная, полная, неподдельная жизнь и здесь может играть всеми своими чудесными красками!!!
И эти краски незаметно, как по мановению волшебной палочки, окрашиваюттвою собственную жизнь, такую подчас непростую, смотришь забыты твои личные тревоги и переживания, уходят за второй план личныепроблемы… Остается счастье от понимания того, что ты значишь для каждогоиз них.
Оставить отзыв
Необходимо авторизоваться!
Отзывы
Нет отзывов. Станьте первым! Оставить свой отзыв