Дефицитом по кадрам

Дефецит кадров

Проблема дефицита качественных кадров в российской экономике не нова. Каждый год этот вопрос встает на повестке дня и правительственные структуры все чаще заявляют о необходимости решения этого вопроса. Но лишь недавно стали происходить качественные сдвиги в решении этих проблем. ВУЗы начали обращать внимание на потребности реального сектора экономики, а в России стало набирать обороты движение WorldSkills, оказывающее положительное воздействие на выращивание профессионалов.

Для начала стоит вспомнить историю. Дефицит кадров, который наша экономика ощущает сегодня – это следствие провала отечественной промышленности, случившегося в 1990-е и начале 2000-х годов. Задержки зарплат, и так невысоких (по сравнению с советским, «жирным» для технических профессий временем), сделали труд инженера непрестижным. В итоге множество школьников переориентировались и пошли в экономисты, юристы, менеджеры. Производственников стало крайне мало, да и у тех подчас квалификация стала страдать. Это случилось не только из-за закономерного ухода пожилых профессионалов и отсутствия преемственности, но и из-за технологической отсталости производства. После обновления станков профессиональных кадров для их работы фактически не осталось.

Все стороны образования

В последние годы оплата труда на предприятиях, особенно в оборонке, стала расти, задержки прекратились, поскольку государство резко увеличило гособоронзаказ. Несмотря на сложные времена, финансирование оборонно-промышленного комплекса (ОПК) секвестированию не подлежит, и на ближайшее десятилетие оборонка будет обеспечена заказами. Казалось бы, в условиях, когда в других отраслях штормит, молодые трудовые ресурсы должны хлынуть широким потоком в эту тихую гавань. Но этого пока не происходит в тех объемах, которых бы хотелось производственникам.

Одной из проблем этого является отрыв российского образования от реального производства. Этот фактор не нов. «Полученные студентами знания рынком не востребованы, а предложенные рабочие места зачастую абсолютно неперспективны. В обоих случаях налицо рассогласованность действий системы образования, с одной стороны, и реального производства, позиции работодателей – с другой стороны», – отмечал наличие проблемы еще на посту президента Дмитрий Медведев.

Дефицит кадров

В ответ на этот вызов Министерство образования запустило ряд федеральных программ, правительство выпустило несколько указов, ежегодно миллиарды рублей бюджетных средств уходят на решение проблемы. Но образование – процесс инертный, и за пару лет сблизить высшую школу и производство невозможно. В итоге проблема дефицита кадров, особенно высококвалифицированных кадров с опытом работы в высокотехнологичных секторах экономики, только нарастает. Хороший специалист может получать до нескольких сотен тысяч рублей в месяц, даже работая на госпредприятии, не говоря уже о коммерческих компаниях. И работодатели буквально лелеют каждого такого сотрудника.

В то же время более миллиона студентов получают ежегодно диплом о высшем образовании, и зачастую многие из них долго ищут работу. Пусть и с хорошей теоретической подготовкой, выпускники просто не нужны рынку труда без опыта работы.

Найти свое применение

В итоге получается катастрофическая ситуация: ВУЗы отбирают лучшую молодежь, кропотливо растят специалистов, а те, не найдя применения, «забывают» полученные знания и идут работать туда, куда возьмут, часто не по профилю полученного ими образования. Самые же талантливые, помыкавшись и не найдя применения на родине, и вовсе могут покинуть ее пределы.

Чемпионат профессионального мастерства

Одним из решений этих проблем можно назвать появление в России движения WorldSkills, который организует национальные чемпионаты профессионального мастерства. Допустим, буквально несколько месяцев назад подобное мероприятие прошло во дворце культуры ОАО «Первоуральский новотрубный завод».

Полуфинал чемпионата проходил на шести площадках Екатеринбурга и Первоуральска. Участие в нем принимает более 500 человек со всего Уральского федерального округа. Среди них – конкурсанты в возрасте до 22 лет и эксперты. На чемпионате проводились соревнования по 19 направлениям: мехатроника, мобильная робототехника, токарные и фрезерные работы на станках, сварочные технологии. Для зрителей предусмотрено 12 профориентационных зон. На площадке роботов можно было увидеть робота танцующего, робота-шахматиста и роботов Lego. Кроме этого, была доступна интерактивная кабина крана, тестирование на определение уровня технического мышления.

Подобные мероприятия должны привить дух соперничества у молодых людей и популяризировать рабочие профессии. И как мы видим, такая работа приводит к плодотворным результатам.

 

Редакция «УчисьУчись.рф»

Поделиться

Ссылки по теме:

Читайте также

Комментарии

Оставить комментарий

Необходимо авторизоваться!