К вопросу о необходимости занятий сольным академическим пением в системе начального предпрофессионального музыкального образования

 

 

Автор: Колесникова Лариса Владимировна,

Преподаватель академического вокала

высшей квалификационной категории

МБОУ ДОД «Детская школа искусств №5им. Д.Д. Шостаковича»
города Курска

 

 

Введение федеральных государственных требований в ДШИ вывело сольное академическое пение за рамки начального предпрофессионального образования. В данной работе представлены доказательства в необходимости развития детского академического вокала в ДШ, рамках программ начального предпрофессионального образования.

 

С конца 90-х годов в ДШИ РФ сформировалась потребность обучения детей в классе сольного пения. За этот период в школы были привлечены преподаватели академического вокала, разработаны образовательные программы, методические материалы. Интерес к данному виду искусства обнаружил новые возможности для раскрытия творческого потенциала детей.

16 июля 2013 года приказом Министерства культуры Российской Федерации №998, в соответствии с пунктом 4 статьи 83 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч. I), ст. 7598), был утверждён перечень дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств [1].

С 1сентября 2013г. ДШИ приступили к набору обучающихся с учётом новых ФГТ в области искусств. Дополнительные предпрофессиональные программы нацелены на то, чтобы выявить одаренных детей в раннем возрасте, создать условия для их художественного образования и эстетического воспитания, для приобретения знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности. Эти программы призваны подготовить обучающихся к получению профессионального образования в данной сфере. На обучение принимают по результатам индивидуального отбора. Он позволяет выявить тех, у кого есть необходимые творческие способности и физические данные. В связи с этим установлен перечень дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств. В него включены следующие программы. Это фортепиано; струнные, духовые и ударные, народные инструменты, инструменты народного оркестра; хоровое пение; музыкальный фольклор. Также в перечень вошли живопись; декоративно-прикладное искусство, хореографическое творчество; дизайн; искусство балета, театра, цирка; архитектура [2].

Не оказалось в этом перечне такого вида искусства, как академический вокал. На вопрос - почему? Прозвучали несколько субъективных объяснений. Во- первых: органы голосообразования детей школьного возраста находятся в стадии формирования и велика вероятность, в силу голосовых нагрузок, причинить непоправимый вред растущему организму. Во- вторых: недостаточное количество профессиональных кадров по работе с детскими голосами. В- третьих: сольное пение не является традиционным видом искусства в рамках системы обучения детей в ДШИ и ДМШ.

Действительно ли вредно и необязательно обучающимся ДШИ и ДМШ заниматься сольным пением?

Опираясь на собственный вокальный опыт и многолетний опыт работы с обучающимися в классе академического вокала в ДШИ, приведу несколько доводов в доказательство обратного.

Довод №1. Влияние физиологических факторов на возможность работы с обучающимися в классе сольного пения.

Физиологическое развития человека, с учётом количественных и качественных изменений в организме, различает несколько возрастных периодов: младенчество; раннее детство; 4-7 лет – первое детство; 8-12 лет – мальчики и 8- 11 лет – девочки - второе детство; 13-16 лет – мальчики и 12-15 лет – девочки – подростки; 17-21 – юноши и 16-20 лет – девушки - юношеский; 22-35 –первый зрелый; 35-55-женщины и 36-60 лет мужчины - второй зрелый; 60-74- пожилой; старческий и долгожители [3]. В связи с учётом данных возрастных периодов строится система образования в школах, СУЗ - ах, ВУЗ - ах Российской Федерации.

Искусство пения - наиболее естественный, с точки зрения физиологии, вид искусства для человека. Инструмент пения всегда находится при нём. Он развивается вместе с человеком, достигает своей зрелости и стареет вместе с ним. Физиологический возраст певца достаточно короткий, особенно у женщин. Несмотря на то, что многие выдающиеся вокалисты продолжают вести активную концертную деятельность довольно долго, тем не менее, прослеживается общая тенденция «увядания» звучания голосового аппарата в период от 50 лет у женщин и 55 лет у мужчин. Голосовые связки имеют мышечную структуру. Тонус мышц голосовых складок влияет на качество звукообразования, на подвижность голоса, развитие и сохранение вокального диапазона, на силу звука, тембр. Именно систематические вокальные тренировки в период мышечной активности всего организма, дают возможность певцу развивать вокальную технику.

«С семи летнего возраста в голосовых складках ребёнка начинают формироваться специальные вокальные мышцы, которые заканчивают своё развитие к 12 годам. В этот период у обучающихся появляется возможность пользоваться не только фальцетным, но и грудным типом формирования звука. Использование грудных вибраций в период закладки и обособления вокальных мышц может способствовать как возникновению более удачных анатомических соотношений в гортани, так и лучшей управляемости микстовой работой голосовых складок» [4, с. 20].

При физиологических изменениях в период полового созревания (12-15 лет), голоса детей претерпевают изменения. Голоса девочек уже к 15 годам обретают полноценное звучание женского голоса, голоса мальчиков понижаются и к 16-17 годам приобретают характеристики мужских типов голосов.

Практика работы с обучающимися в классе сольного пения в системе ДШИ показывает, что регулярные занятия, соблюдение гигиены голоса, режима вокальных занятий, правильный подбор репертуара позволяют мягко и незаметно миновать мутационный период. Даже при смене вокального тембра у мальчиков после мутации, мышечная память правильно сформированных вокальных навыков, позволяет ученикам быстрее адаптироваться к новому звучанию голоса и продолжать своё вокальное развитие.

Поэтому с физиологической точки зрения заниматься академическим вокалом в ДШИ не более опасно, чем любым другим видом искусства, т.к. везде есть свои «подводные камни», способные навредить ребёнку при неграмотной работе преподавателя.

Довод №2. Примеры из жизни выдающихся мастеров вокального искусства.

Все дети поют или пытаются петь. Пение для детей естественный процесс самовыражения. Как указывала в своей работе Г.П. Стулова «Пение оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу и умственное развитие ребенка, совершенствует его основные психические функции. Таким образом, обучение пению детей является мощным средством их воспитания и развития»[5]. В детском возрасте можно и нужно заниматься академическим пением. Точно также как и другими видами искусств. Именно в детском возрасте наиболее естественно происходит воспитание основных навыков формирования певца. Доказательством служат примеры биографий выдающихся мастеров вокального искусства [6]. Франческа Куццони-Сандони (18 в.) занималась пением с детства и дебютировала на оперной сцене в г. Парма в 16 лет. Анжелика Каталани (конец 18 в) дебютировала в венецианском театре «Ла Фениче» в 17 лет. Изабелла Анжела Кольбран (19 в.) дебютировала в 16 лет на концертной эстраде Парижа. Луиджи Лаблаш (19 в.) с 12 лет обучался в Неаполитанской консерватории сначала на виолончели и контрабасе, а затем стал учиться пению и дебютировал в оперном театре «Сан-Карло» в 18 лет. Одна из самых прославленных европейских певиц XIX в. - Генриетта Зонтаг вышла на пражскую оперную сцену в 14 лет, овладев вокальным мастерством в пражской консерватории, в которой обучалась с 10 летнего возраста.

Список выдающихся вокалистов рано овладевших искусством пения могут продолжить: Мария Малибран и Полина Виардо, Джулия Гризи, Анна Петрова – Воробьёва, Паолина Лукка. Аделина Патти в семилетнем возрасте распевала на сцене оперные арии, а в 16 лет дебютировала в партии «Лючии ди Ламмермур» в опере Донецетти. Тито Скипа в семинарии начал заниматься пением, продолжив образование в Миланской консерватории, Мария Калас начала заниматься в афинской консерватории в 14 лет, а в 16 уже дебютировала в студенческом спектакле в партии Сантуцци в опере «Сельская честь» П. Масканьи.

Конечно, у многих этих выдающихся вокалистов родители имели отношение к музыке, некоторые сами были певцами, но эти примеры доказывают, что ранние профессиональные занятия вокалом, правильно выстроенная система обучения, приводят к выдающимся результатам.

Довод №3. Конкурсная деятельность юных вокалистов.

Обвинение в чрезмерной эксплуатации детских голосов в вокальных конкурсах, т.е. обучающихся сольному пению по направлению академический вокал, имеет опосредованное значение.

До 2012года предмет «Сольное (академическое) пение» в ДШИ развивался на уровне с музыкальными инструментальными специальностями. Учебные планы по сольному пению, чаще всего, копировали учебные планы инструментальных отделений, только в графу «специальность» вместо «фортепиано» писали «сольное пение». Обучающиеся посещали сольфеджио, слушание музыки, музыкальную литературу, фортепиано, вокальный ансамбль и, иногда, сценическую подготовку. Выполнение учебного плана не подразумевало частого участия в конкурсах, т.к. перед учениками стали, прежде всего, задачи по выполнению учебной образовательной программы, а также участие в зачётах, академических концертах, контрольных уроках. Годовой план методической и концертно-лекционной деятельности ДШИ способствовал участию обучающихся академического вокала в мастер-классах, открытых уроках, выступлениях в концертах, торжественных мероприятиях. Налаженность образовательной системы не позволяла обучающимся класса сольного пения пренебрегать требованиями программы в угоду конкурсных выступлений.

Широкий спектр коммерческих конкурсов, проводимых различными творческими объединениями и ассоциациями, привлекает к участию не только вокалистов, но и обучающихся всех образовательных направлений: (инструменталистов, хореографов, обучающихся театральных отделений, вокалистов). Требования к исполнителям академического вокала, чаще всего, основаны на исполнении 2-х разнохарактерных произведений: одного классического и народной песни, по желанию исполнителя. Поэтому говорить о завышенных требованиях к юным исполнителям не приходится.

Городские и областные детские вокальные конкурсы по академическому вокалу, обычно, имеют тематическую направленность, но также остаются в пределах требований исполнения 2-х, 3-х разнохарактерных и разностилевых произведений, с учётом возрастных особенностей певцов. Жюри таких конкурсов, как правило, составляют педагоги средних и высших учебных заведений, солисты оперных театров, филармоний, что поддерживает профессиональный статус этих конкурсов.

К сожалению, на сегодняшний день, в стране проводится только один детский Международный вокальный конкурс, (не фестиваль-конкурс, а именно конкурс), нацеленный на раскрытие творческого потенциала детей и подростков, участия в их дальнейшем творческом становлении, обобщении педагогического опыта по работе с юными вокалистами, а также приобщающий детей к традициям профессионального певческого искусства. Это Международный конкурс юных вокалистов имени Е.В. Образцовой. Конкурс уже имеет свою историю. [7].

Уровень и статус данного конкурса предполагает наличие у детей ярких вокальных данных, сформированных вокальных навыков, владение исполнительскими навыками и сценической культурой поведения. Конкурс проводится в 2 тура и предполагает, в общей сложности, исполнение 4-х (для участников I возрастной группы), а также пяти (для 2 и 3-ей возрастной группы) произведений. Конкурсная программа составлена с учётом возрастных особенностей детей и для 1 возрастной группы включает исполнение 1) народной песни, 2) вокальное произведение композитора по выбору участника, 3) песню из детского кинофильма, мультфильма, спектакля, 4) вокальное произведение зарубежного композитора XIX века. Участники конкурса 2-й и 3-ей возрастных групп исполняют произведения эпохи барокко, романсы русских и зарубежных композиторов. Для 3-ей возрастной группы (15-17 лет) обязательно исполнение арий из опер русских и зарубежных композиторов XVIII – XX веков.

Присутствие выдающихся мастеров вокального искусства современности в качестве членов жюри конкурса имени. Е.В. Образцовой, профессиональные требования, предъявляемые к уровню подготовки участников конкурса, место проведения (Санкт-Петербургская Государственная Академическая филармония имени Д.Шостаковича) ставят конкурс в ранг с профессиональными вокальными конкурсами для взрослых певцов. Уровень данного конкурса даёт право требовать серьёзного отношения государства к вопросам воспитания молодого вокального потенциала России.Специфика подготовки юного вокалиста требует не кружковой работы, а занятий в системе предпрофессионального музыкального образования.

Довод №4. Соблюдение преемственности.

Зайдя на страницу средних учебных музыкальных заведений страны для абитуриентов, вы увидите, какие требования образовательные учреждения предъявляют поступающим на вокальное отделение.

Практически во всех учреждениях на вступительном прослушивании от будущих вокалистов требуют исполнить сольную программуиз 2-х, 3-х, иногда 4-х произведений. Рекомендуют исполнять народные песни, желательно без сопровождения, старинные классические арии и ариетты, песни и романсы русских или зарубежных композиторов. При этом абитуриент должен продемонстрировать, как, например, при поступлении в Свердловское музыкальное училище им. П.И. Чайковского, наличие голоса красивого тембра, достаточного диапазона, чёткую дикцию, чистую интонацию, эмоциональность, музыкальность.

Помимо исполнения сольной программы абитуриент должен продемонстрировать на коллоквиуме общий культурный кругозор, знание ведущих оперных исполнителей, а также оперных театров мира, продемонстрировать знания об эпохе, в которую были написаны произведения из сольной программы, владеть информацией о композиторах и даже об особенностях их стиля и т.д. и т.п.

Подобные требования подразумевают получение системного начального музыкального вокального образования. Именно система начального профессионального образования, с широким спектром предметов музыкального цикла, создаёт фундамент для подготовки абитуриента в средние учебные музыкальные учреждения. Запрет на включение программы сольного пения в перечень дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств в ДШИ, разрушает систему преемственности отечественного художественного образования – школа, СУЗ, ВУЗ, умаляет значение развития академического вокала в общей системе развития классического искусства страны.

Да, действительно, музыкальные школы советского периода не имели программ по сольному пению. Начальное музыкальное образование опиралось на систему Дмитрия Кабалевского, который говорил: «Запоёт школа - запоёт страна». Идея коллективизма, общего прославления партии, Родины, коммунистических идеалов, была условием существования советского строя. Хоровое пение было символом эпохи. Но время эпохи коллективизма прошло. С момента перестройки поменялась идеология общества. Современный человек нацелен па успех личностного развития и сольное пение, заняло пустующую нишу в системе начального вокального образования. Хоровое искусство, как вид искусства, должно обязательно существовать и развиваться в современном мире, но не в ущерб развития другого, не менее прекрасного, вида искусства. Искусственно наложенное вето на развитие сольного пения в рамках начального предпрофессионального образования, ставит под вопрос права юных граждан России. Ведь одним из основных приоритетов современной системы образования является свобода развития личности. Как говорил Л.Н. Толстой: «Потребность наслаждения искусством и служения искусству лежит в каждой человеческой личности... Эта потребность имеет права и должна быть удовлетворена».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 16 июля 2013 г. N 998 г. Москва.

2.Электронный ресурс . Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70331270/.

3. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.lifeinhockey.ru/metodiki/metodicheskie-materialy/sportivnaya-fiziologiya/717-obshchie-fiziologicheskie-zakonomernosti-rosta-i-razvitiya-organizma-cheloveka.

4. Коченева И.С., Яковлева А.С. Вокальный словарь. Л.: Музыка.1986г.70 с.

5. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.Прометей.1992 г. 271 с.

6. Самин Д.К. Сто великих вокалистов. М. «Вече» 2010 г. 430 с.

7. Веб-сайты культурного центра Елены Образцовой: Электронный ресурс. Режим доступа: www.obraztsova.org

Поделиться

Ссылки по теме:

Читайте также

Комментарии

Оставить комментарий

Необходимо авторизоваться!