Образование-2014: какие результаты достигнуты и что ждет впереди

На днях правительство Российской Федерации представило публичный отчет по деятельности в 2014 году Министерства образования РФ.

Редакция "УчисьУчись.рф" решила переварить многостраничный труд чиновников и расписать наиболее интересные итоги работы ведомства.

Ударили зарплатами по учителям

По итогам 2014 года среднемесячная заработная плата педагогов дошкольного образования выросла с 23,4 тыс. до 25,6 тыс. рублей, школьных педагогов – с 29 тыс. до 31,5 тыс. рублей, педагогов дополнительного образования – с 21,6 тыс. до 25,3 тыс. рублей, преподавателей и мастеров производственного обучения – с 25,1 тыс. до 27,7 тыс. рублей, профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования – с 40,4 тыс. до 47,2 тыс. рублей.

Как видно из приведенных данных, больше всего зарплата выросла у педагогов допобразования – на 17,1% на втором месте преподаватели ВУЗов – 16,8%. В аутсайдерах оказались школьные педагоги – рост лишь на 8,6%.

При этом ряд экспертов выражает мнение, что зарплата преподавателей ВУЗов зависит от наличия научной деятельности, особенно в условиях экономического кризиса.

Ранее министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов заявлял, что в 2015 году, в среднем, заработная плата в системе образования и науки вырастет на 4-5%. Так, среднемесячная зарплата педагогов составит в текущем году в дошкольном образовании –27 тыс. рублей, в общем образовании – 33 тыс. рублей, в профобразовании – 29 тыс. рублей, в высшем образовании – 48 тыс. рублей, в науке – 50 тыс. рублей.

В любом случае, чтобы повысить свой доход, преподаватели, как и прежде, вынуждены проводить больше дополнительных занятий, повышать квалификацию, участвовать в научной работе. Пока все это приводит лишь к серьезной нагрузке на них, а не к значительному росту дохода.

Такой неоднозначный ЕГЭ

Еще одним камнем преткновения в российском образовании не первый год является единый государственный экзамен. ЕГЭ на протяжении многих лет подвергается всесторонней критике за свою абсурдность и неэффективность. Больше всего достается форме экзаменов с выбором ответов. Так, в сети неоднократно появлялись совершенно глупые примеры заданий по литературе: «Какую фразу произносит Гамлет? Варианты ответа – «Бить или не бить», «Пить или не пить», «Быть или не быть»…».

Министр образования и науки Дмитрий Ливанов под давлением критики пошел на незначительные изменения в процедуре проведения ЕГЭ в 2016 году.

Так, будет полностью исключен тип заданий с выбором ответов, когда экзаменуемый, даже не имея никаких знаний, может угадать правильный вариант. Кроме того, по словам министра, будет значительно расширен устный экзамен по иностранным языкам, а также рассматривается вероятность введения устной части по таким предметам, как литература и история.

Проходной балл будет повышен не только по математике, иностранному языку и обществознанию, но и другим дисциплинам. В целом же, изменения будут незначительны, и Д.Ливанов не намерен отходить от прежнего курса в проведении ЕГЭ.

В этом же году школьникам вновь предстоит приложить немало усилий для того, чтобы подготовиться и сдать ЕГЭ.

Вместе с тем, руководитель партии "Справедливая Россия" в Госдуме Сергей Миронов в конце марта даже высказался за отставку министра образования и отмену ЕГЭ. Однако, пока дальше критики реформы образования дело не сдвинулось.

Закрыть или не закрыть – вот в чем вопрос

В прошлом году по результатам проведенного мониторинга эффективности деятельности ВУЗов был сформирован список из 1,006 тыс. ВУЗов и филиалов, в которых выявлены признаки неэффективности.

По итогам мониторинга эффективности 2012–2014 годов реорганизовано 20 образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минобрнауки России, и 216 филиалов ВУЗов, из них в 2014 году реорганизована одна образовательная организация и 96 филиалов ВУЗов, из которых 64 филиала ВУЗов ликвидированы.

По результатам контрольно-надзорных мероприятий, проведенных в 2014 году в отношении образовательных организаций высшего образования, признанных неэффективными и требующих реорганизации либо выполнивших менее четырех показателей мониторинга эффективности, прекращено действие лицензий 84 частных образовательных организаций высшего образования и 104 филиалов негосударственных ВУЗов.

В 2014 году созданы Крымский федеральный университет им. В.И.Вернадского и Севастопольский государственный университет.

Вместе с тем в начале апреля 2015 года экс-министр образования Андрей Фурсенко подверг критике деятельность Д. Ливанова по части работы с ВУЗами.

Как сообщал "Коммерсантъ" в ответ на предложения министра закрыть слабые ВУЗы, а сильным увеличить финансирование, А. Фурсенко посоветовал полностью пересмотреть систему обучения, "а не пытаться просто перестроить то, что делалось много лет".

"Сейчас надо искать нестандартные решения, а не пытаться просто перестроить то, что делалось уже много лет, – сказал он. – Сейчас у нас для этого есть уникальный шанс". Он предложил Дмитрию Ливанову полностью пересмотреть систему обучения. "Надо отойти от представления об университете как о простом продолжении школы", – призвал господин Фурсенко. Прежде всего, необходимо перестроить систему преподавания в ВУЗах. "Давайте честно говорить: большинство преподавателей в полупустом зале читают лекции, которые не меняются десятки лет, – заявил помощник президента. – Давайте попробуем сократить число лекций, а освободившееся время выделить для общей работы студентов и преподавателей".

По словам господина Фурсенко, такая система поможет эффективнее расходовать ресурсы. "Обычные решения сейчас не дадут результата",– предупредил он действующего министра.

В свою очередь, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, которого называют теневым министром образования, предложил кардинально изменить систему госфинансирования высшего образования, оставив бюджетные места в ВУЗах только самым талантливым абитуриентам.

Однако, на 2014/2015 учебный год для программ прикладного бакалавриата ВУЗы выиграли по конкурсу в 6 раз больше бюджетных мест, чем в предшествующем году. По итогам приемной кампании 2014 года, на обучение в образовательные организации по соответствующим программам принято 29,53 тыс. человек, из них на обучение за счет средств федерального бюджета – 23,419 тыс. человек, что составляет 7,1% от общего количества принятых на обучение по программам бакалавриата за счет средств федерального бюджета (4 тыс. студентов – в 2013/2014 учебном году).

В 2014 году в 1,5 раза увеличилась правительственная квота на обучение иностранных граждан за счет федерального бюджета (в 2013 году – 10 тыс. человек, в 2014 году – 15 тыс. человек). В 2014 году на обучение в России в рамках квоты приняты граждане из 150 стран мира.

ВУЗы выросли

При этом при всех нареканиях нельзя не отметить тот факт, что ряд российских ВУЗов уже сегодня заслуженно имеет высокую репутацию, занимая места в различных рейтингах.

Конечно, говорить приходится о не очень большом количестве ВУЗов, в число которых вошел Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ", Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского, Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС".

Кроме того, продолжена реализация совместно с Минпромторгом России пилотного проекта по созданию и развитию инжиниринговых центров на базе образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минобрнауки России. В 2014 году действовало 20 таких центров. Общий объем субсидирования проектов в 2014 году составил 740 млн. рублей.

Ученые дождались поддержки

По предварительным итогам 2014 года доля исследователей в возрасте до 39 лет в государственных мероприятиях и программах поддержки составляет 41%, что свидетельствует о достижении запланированного на 2014 год показателя (40%). Постепенное увеличение этого показателя обусловлено ростом привлекательности научной деятельности для заинтересованных молодых исследователей.

На сайте правительства говорится, что в целях усиления государственной поддержки молодых ученых и аспирантов, осуществляющих перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики, в 2014 году выделено 1 тыс. стипендий президента РФ молодым ученым и аспирантам. Общий объем финансирования стипендий составил 240 млн. рублей.

Также для усиления господдержки молодых российских ученых, выявления и поддержки талантливой молодежи, повышения привлекательности научной деятельности, создания условий для профессионального роста и проведения самостоятельных исследований в 2014 году выделено 800 грантов для молодых кандидатов наук, 120 грантов для молодых докторов наук, 400 грантов для ведущих научных школ по 10 областям знаний. Общий объем финансирования составляет 800 млн рублей.

Не смотря на критические замечания сам Д. Ливанов считает, что критика работы его министерства говорит о высоком уровне образования жителей нашей страны.

 

Редакция "УчисьУчись.рф"

Поделиться

Ссылки по теме:

Читайте также

Комментарии

Оставить комментарий

Необходимо авторизоваться!