Конфликты в воспитательном процессе: их технологическая ценность

Очень часто в процессе жизни и обучения человек сталкивается с конфликтами. Конфликты происходят везде, в школе среди учеников и учителей, среди родителей и их детей и т.д. Прежде чем мы будем выяснять технологическую ценность конфликта нам нужно выяснить что такое конфликт.

Конфликт - трудноразрешимое противоречие

Итак, конфликт - трудноразрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями (В.Д. Выготский). Конфликт - это противоборство, когда люди отстаивают свои интересы. Конфликт же между участниками воспитательного процесса - своеобразный индикатор уровня развития этого процесса. Целостность имеет предел, а выход за его границы всегда конфликтен.

Конфликт - трудноразрешимое противоречие

Давайте рассмотрим  некоторые из конфликтов. Вступая с неизбежностью в воспитательные отношения, подрастающий человек как бы ожидает к себе отношение как к человеку, как к "Самости". У взрослых же, организующих этот процесс, есть своя цель, свой "проект" выпускника. Следовательно, конфликт изначально заложен в воспитании. Объективно ребенок нуждается в опеке и от этого у взрослых сформировался "миф" о том, что воспитание- это только система воздействий, направленных на формирование подрастающих людей. Януш Корчак обратил внимание на возможные столкновения "мира взрослых" и "мира детей", создав своеобразные правила педагогики, следуя которым можно предотвратить многие конфликты в ходе воспитания детей.

Конфликты могут быть "штатные" и "нештатные".

Штатные конфликты - это столкновения, противоборство участников педагогического процесса, обусловленные его сущностью, источниками его развития, приобщение индивидов к культуре познания, труда, общения, истории мирового развития и "преобразование" их общечеловеческой природы, в педагогически целесообразных видах деятельности не может быть бесконфликтно. Кроме того, психологический ряд конфликтов штатен. Это и различие темпераментов и общий для всех 45минутный урок, и различия экстравертные и интровертные, половые различия и общие для всех требования. а так же стремление ребят к разновозрастному общению и в одновозрастные классы и т.д. 

Коллектив учителей

В коллективе учителей также существуют конфликты. Психологическая атмосфера в коллективе учителей эмоционально напряжена, работа постоянно требует нервной собранности , а в среде взрослых могут быть "выгорание личности".
"Нештатные" конфликты - это те, что, возникнув за пределами педагогического процесса и независимо от него, в то же время оказывают на него действие и внимание. Разбор конфликтов дает верный выбор тактики их решения и возможность совершенствоваться.

Коллектив учителей

Конфликтные ситуации

А теперь давайте рассмотрим какие конфликты могут быть среди несовершеннолетних  и взрослых, а также других участников воспитательного процесса - учителей. Конфликты возникают под влиянием возрастных особенностей, особенностей стилей общения несовершеннолетних. Правила и нормы, которыми пользуются дети для разрешения  конфликтных ситуаций, представляют собой определенную социально - психологическую форму знаковых средств, вырабатываемых в процессе общения и являющихся правилами детей для самих себя, в отличие от правил, вносимых извне взрослыми.

Давайте рассмотрим конфликтные ситуации, в которых участвуют старшеклассники. Они свидетельствуют о снижении влияния возрастных особенностей на позицию человека в 16-17 лет. Обусловленность и направленность его поступков во многом основана на свойствах личности.

Существует несколько типов конфликтов у старшеклассников.

Например, неадекватность социальных представлений личности и реальной действительности в среде общения или несоответствие между занимаемым личностью местом в обществе и достигнутым его уровнем развития.  Так же недостаток информации, растерянность в сложных ситуациях и поиск виновных, проблемы внутреннего мира - проблема "быть" или "казаться".  Несоответствие между желаниями и возможностями, стремление сохранить прежнее положение и невозможность это сделать, ну и различие культур.

Один из частых видов конфликта обучающихся в школе - это "дисциплина".

Макаренко А.С. считал, что воспитание дисциплины - это одна из свойств личности. По его методике дисциплина и ее требования предъявляется прежде всего к коллективу как общие задачи.

конфликт

В хорошо организованном коллективе личность защищена от произвола, так как существуют правила. Интересы коллектива первичны, по отношению к личности.  Конфликты в школе с обучающимися можно предупредить, но до конца их изжить нельзя, так как включившись в педагогический процесс,  обучающиеся сталкиваются и с внешними и с внутренними трудностями. В связи с этим нужно профессионально относиться к таким конфликтам.

Немало важна в таких ситуациях работа педагога-психолога. Он может создать на профессиональном уровне атмосферу "мажора" в коллективе. (Макаренко А.С.)  Отношения в коллективе должны быть более легкими и позитивными, уважительным.  Преодоление конфликтов внутри педагогического коллектива - это путь, общий для всех трудовых коллективов. Основное направление - выведение конфликта на уровень деловых отношений. Разбор конфликтов - это разбор мотивов и противоречий. Успех преодоления конфликтов зависит от многих факторов, из которых главный - профессиональная и гражданская зрелость педагогов. 

Вывод

Итак, в итоге конфликт - это источник развития коллектива, с его помощью преодолевается "застой", который может и разваливать работу, если участники перешли на эмоциональный уровень. В любом случае преодоление конфликта на практике - это искусство - сплав опыта и мудрости, чего очень часто не хватает учителю в школе. И конечно же требует внимания как со стороны администрации школы, педагога-психолога, так и участников педагогического коллектива.  

 

Автор,
Козлова К. В.
Учитель Английского языка

Поделиться

Ссылки по теме:

Читайте также

Комментарии

Оставить комментарий

Необходимо авторизоваться!