Острые, но решаемые проблемы и вопросы системы образования России.

Вопрос о развитии системы школьного и высшего образования РФ, о привлечении молодых специалистов для работы в школах последние годы стоит очень остро. На мой взгляд, здесь нужно учитывать несколько составляющих этой проблемы.

Во-первых, это фигура учителя в сфере образования. Для того, чтобы образовательный процесс имел положительный результат, учителю необходимо иметь авторитет в глазах родителей, учащихся, общества в целом. Но на данный момент этого нет! Почему? Наверное, будет правильным ответить на этот вопрос с точки зрения истории.

Вспомните наши великие 90-е годы, авторитетом обладали люди, которые имели власть, деньги, хорошую машину, дом и т.д. Учитель этими "положительными" качествами не обладал ни тогда, ни сегодня.... К великому сожалению, наши дети, да и мы с вами, приучились к мысли, что успех заключается в наличии толстого кошелька, а не в знаниях, которые есть в голове. Конечно, повышение заработной платы педагогам в сентябре 2011 года повысило интерес к профессии у молодых специалистов. Однако, это повышение не дает нам почувствовать себя уверенными в завтрашнем дне, не дает возможность купить жилье, даже взяв ипотеку. Конечно, взяв на себя нагрузку 36-40 часов в неделю, а это 2-2,5 ставки, можно получать очень даже неплохую зарплату, но это не выход из ситуации...

Здесь нужно подумать о повышении оклада за 1 ставку учителя. По моему мнению, этим и должен заняться политик, собирающийся решить проблему низкой заработной платы педагогов.

А по пути решится еще одна проблема, которая так пугает молодых специалистов, загруженность бумажной работой. Бесконечные отчеты, аналитические справки, индивидуальные маршрутные листы, я уже не говорю о подготовке к урокам, проверке тетрадей, заполняют все, свободное от уроков, время учителя. Соответственно, чем выше нагрузка учителя, тем больше бумаг у него в работе. Но ведь 2 ставки учитель берет не потому, что ему нечем занять свободное время или он трудоголик, а потому что хочет получать достойную оплату своего труда. Отсюда возн6икает новая проблема: учитель ничего не успевает, устает, качество знаний у учащихся резко падает. Все взаимосвязано.

Есть выход, если оплата 1 ставки возрастает, то часовая нагрузка учителя может быть уменьшена, бумажная работа также сокращается, учитель приходит в себя от вечной гонки, улучшается психологическая обстановка в учебных учреждениях, осуществляется более индивидуальный подход к каждому ученику, качество знаний повышается, дети лучше сдают экзамены, родители меньше денег тратят на частных репетиторов, абитуриенты легче поступают в вузы. Такие результаты обучения детей в школе радуют родителей и самих учащихся, учителей. Авторитет учителя, школы в обществе возрастает. Круг замкнулся! Все счастливы!

Во-вторых, и это, на мой взгляд, главный аспект обсуждаемого вопроса, условия труда. Сегодня учитель и ученик в процессе получения и отдачи знаний не могут обойтись без современных технологий. Требование проводить не менее 10-15 уроков в месяц с использованием ИКТ уже прижилось в наших школах. Хорошо, если в собственном кабинете, если такой еще имеется, есть необходимое оборудование, а если нет...Как правило, в провинциальных школах ИКТ есть далеко не во всех кабинетах и уж точно молодой специалист данной техникой обеспечен не будет. А что же делать? Ответ один: обеспечивать школы ПК, системами для просмотра слайд-шоу, фильмов и т.д. Обеспеченность должна быстрыми темпами приближаться к 100%.

Естественно, если молодой специалист получит такую поддержку от администрации школы, государства, то у него резко возрастет желание остаться работать в системе образования.

А еще нужно обязательно поощрять семьи, где все члены семьи-педагоги! Это "герои нашего времени"! Такие ячейки общества необходимо обеспечивать жильем, социальными гарантиями, поддерживать их начинания.

А также, как мне считается, это важно, государству необходимо вернуться к системе госзаказа в системе подготовки кадров. Зачастую абитуриент поступает в педагогический вуз, совсем не понимая, где он будет работать после получения диплома и вообще будет ли преподавать. Должна измениться не только политика власти в этом вопросе, но и позиция университетов, институтов. Мне кажется, что сами профессора и доценты, обучая студентов пединститутов, педучилищ, предполагают, даже знают, что в профессии останутся максимум 15-20%, а остальные разбредутся кто куда, либо будут получать другое образование в последующем. а зачем тогда тратить такое количество бюджетных денег, обучая будущих продавцов, менеджеров, работников офисов в вузах педагогического профиля. Здесь применима даже система контрактов. Абитуриент может заключить договор с будущим работодателем, государством об оплате учебы и последующей отработке своего обучения. Тогда и обеспеченность кадрами учебных заведений улучшится.

Очень хочется думать, что система образования России останется самой лучшей в мире, самой универсальной. Наши дети не превратятся в бездушные машины, благодаря введению ЕГЭ, всеобщей компьютеризации. Мы - молодые специалисты, учителя - должны понять, что сейчас наша страна находится в сложной ситуации, не только экономической, политической, но и моральное состояние нашего общества находится в переходном периоде. Мы должны помочь стране вырастить поколение, которое может самостоятельно принимать правильные решения, имеющее активную гражданскую позицию, умеющее отвечать за свои поступки.

 

Редакция УчисьУчись.рф

Поделиться

Ссылки по теме:

Читайте также

Комментарии

Оставить комментарий

Необходимо авторизоваться!