Пять вещей, которые нужно знать об инклюзии

Такая образовательная трансформация, как инклюзия, с первого взгляда выглядит полезной и необходимой. Однако за красивой перспективой равноправного общества легко разглядеть не особо прячущиеся проблемы. Их игнорирование не приведет ни к чему хорошему – а потому попробуем выделить ряд моментов, о которых нужно знать и которые следует учитывать в инклюзивном процессе.

Пять важных моментов в образовательной трансформации

Первое. Научить нормальному отношению к людям с инвалидностью в одночасье нельзя

Особые дети, как правило, не умеют взаимодействовать с другими, при этом они чрезмерно доверчивы и открыты. Однако зачастую им приходится сталкиваться с негативной реакцией сверстников, порой переходящей в откровенное издевательство. И никакие увещевания педагогов тут не помогут.

Ведь касается это не только детей – сами взрослые зачастую обладают огромным количеством предубеждений. По словам психолога Людмилы Борисовны Полосовой, директора центра развития «Пик», главное, что нужно сделать – это научиться относиться к детям с проблемами в развитии с состраданием и пониманием, что они нуждаются в общении. Если сам родитель брезгует, что он передаст своему ребенку?

Второе. Цель инклюзивного образования не только в социализации особых детей

Оно нужно и для того, чтобы с детства воспитывать приятие, терпимость к «другим». И, как считает Людмила Николаевна Петухова, директор социально-педагогического центра реабилитации детей-инвалидов, начинать нужно не со школ. Необходимо менять общественное сознание – но для этого люди должны «дорасти», понять, подготовиться внутренне.

«Основная роль здесь все-таки отводится государству, – говорит и Людмила Борисовна. – Необходимо создавать центры – досуговые, развивающие, клубы по интересам и т.д., где здоровые детки и детки с ограниченными возможностями здоровья, а также их родители могли бы общаться вместе». Другой вопрос, конечно, в том, чем именно привлекать родителей со здоровыми чадами в такие места. Об этом и стоит задуматься тем, кто «наверху» – ведь реализация подобных проектов возможна только в рамках государственной программы.

Третье. Непросвещенность родителей – большая проблема

По-хорошему, в женских консультациях и в отделениях детских поликлиник должны работать психологи. Ведь обращать внимание на развитие ребенка следует уже на внутриутробном этапе. После рождения тем более – родители должны видеть и понимать, что ребенку следует уметь в месяц, два, в год и так далее.

Некоторые проблемы можно начать решать раньше, и тогда будет больше шансов на благополучный исход. Так, вовремя начатое лечение и регулярные занятия с дефектологами и логопедами скорее всего помогут ребенку с задержкой в речевом или интеллектуальном развитии «выровняться» и может быть даже пойти в обычную школу.

Четвертое. Все очень индивидуально

Особым деткам нужен особый, отдельный образовательный маршрут. Эта проблема пока что решается слабо – в детских садах и школах огромная наполняемость групп и классов, при которой невозможен индивидуальный подход. Конечно, внимание нужно и обычным ученикам, однако они все же более адаптированы к социальной среде – в то время как дети с нарушениями развития порой не могут вписаться даже в специализированное учреждение. Ведь они различаются между собой даже в рамках одного диагноза.

Как считает Людмила Николаевна Петухова, тьюторы – не панацея, ведь далеко не везде они есть, а на стабилизацию системы уйдут годы. Тем более что для обучения таких учеников нужны педагоги со специальной подготовкой, а они редко работают в общеобразовательных школах. «Модель инклюзии изначально западная, – говорит Людмила Николаевна. – Мы пытаемся ее применять, но не знаем, с какой стороны подступиться».

Пятое. Родители особых детей получают очень мало поддержки

Не секрет, что о людях с ограниченными возможностями здоровья у нас говорят редко. И хотя директор социально-педагогического центра реабилитации детей-инвалидов уверена, что в последнее время все больше появляется общественных организаций и все больше привлекается внимание СМИ, родители больных детей по-прежнему находятся наедине с собой.

«Они не знают, куда им пойти, к какому специалисту обратиться, с чего начать, – поясняет Людмила Борисовна Полосова. – Чаще всего они решают свои проблемы самостоятельно. А вместе с тем, для таких семей с «особенными» детьми должна осуществляться комплексная помощь. Поэтому нужны образовательные организации или центры, в которых работали бы специалисты всех уровней – врачи-неврологи, педиатры, хирурги и т.д., а также педагоги, логопеды, специальные психологи, дефектологи и т.д. Тогда родителям не нужно было бы ездить в разные концы города и возить своего ребенка от одного специалиста к другому, и семья не чувствовала бы себя одинокой и брошенной в своей беде».

 

***

Детей с нарушениями в развитии нужно не просто лечить. С ними нужно работать, учить их взаимодействовать со своими сверстниками, адаптировать к социальной среде. Однако на сегодняшний день мы имеем две крайности – коррекционные школы, в которых нет здоровых детей, нет примера, на который можно было бы ориентироваться, и общеобразовательные школы, в которых педагогам просто не хватает времени и сил на всех.

При этом самое главное, в чем нуждаются такие дети, это простое адекватное отношение. Его можно воспитать в остальном обществе, если рассказывать больше о так называемых «других», создавать центры, где все смогут взаимодействовать. Ведь проблемы здоровья могут так или иначе решаться на различных уровнях; с отношением же все намного сложнее.

 

Татьяна Туктамышева

Поделиться

Ссылки по теме:

Читайте также

Комментарии

    avatar-Евгений Кузнецов
  • Евгений

    21 октября 2016 г. 22:07

    Честно сказать читал данную статью, и не знаю почему, но на глазах наворачивались слёзы. Слёзы сострадания не только к детям получившим от природы какие либо отклонения, но и к родителям, которые имеют таких детей. Никто из них не виноват в этом, но от этого легче жить не становиться никому. Надо чтобы в нашем обществе больше понимали такие проблемы, потому как многие люди даже не представляют как этим родителям и детям тяжело, не только бороться за своё существование, но и просто жить, Бороться с непониманием в социуме где они вынуждены искать контакт с чуждым для них миром.


    avatar-Gula Usac
  • Gula

    21 октября 2016 г. 23:08

    Стыдно. А ведь мы действительно, родители, своим отношением к больным детям, подталкиваем своих детей к негативу. Я когда вижу такого ребенка аж сердце сжимается, но ведь помочь я тоже не пытаюсь. Я не права, но попыток я тоже не делаю. Значит и дети мои так будут делать. Нужно исправлять ситуацию и срочно.


    avatar-Владислав Проценко
  • Владислав

    22 октября 2016 г. 4:06

    Как по мне, самое главное правильно промотивировать такого ребенка, и ни при каких обстоятельствах не указывать ему на его слабости. Таким деткам нужно понимать, что они могу быть такими же обычными, как и все, только с некоторыми своими, а значит - уникальными особенностями.
    Есть же сильные люди-инвалиды, которых берут за пример даже здоровые люди. Они смогли найти в себе энергию быть сильными и внушать остальным свою силу. Над этим нужно работать с самого рождения.


    avatar-Наталия Попова
  • Наталия

    22 октября 2016 г. 9:48

    Восприятие детей с инвалидностью другими детьми и взрослыми всегда оставалось ни низком уровне. Нужно брать примеры стран, где налажена система инклюзивного образования. Многие, побывавшие на западе, отмечают, как легко воспринимают дети здоровые своих одноклассников на инвалидных колясках. Это закладывается с самого раннего детства. В первую очередь начинать нужно с родителей и самих учителей.


Оставить комментарий

Необходимо авторизоваться!