Нужны ли отметки в младших классах

​Однажды, лет сто назад, отметки в школах уже пытались упразднить. И сейчас все повторяется: в младших (а порой и в средних) классах их заменяют другими средствами оценивания. Правильно ли это?

Можно ли представить себе современную школу без отметок? Ведь первые ассоциации, которые всплывают, когда думаешь о школе ‒ это классная доска, учебники, школьный дневник. Тот самый дневник, в котором почетное место занимает графа, предназначенная для пятерок, четверок, а иногда ‒ и менее приятных для его обладателя цифр, выписанных рукой преподавателя.

В чем же смысл отметки для учителя, ученика и родителей?

  • Учителю она помогает контролировать эффективность своих действий, планировать работу и, безусловно, является одним из средств, побуждающих детей к учебе.
  • Ученику отметки нужны для самоконтроля, они дают возможность оценить качество своей работы. Кроме того, они позволяют сравнить свои успехи с успехами одноклассников, что является дополнительной мотивацией.
  • Родителям отметки в дневнике дают возможность следить за продвижением детей в учебе, поощряя их, если процесс идет успешно, или побуждая к более активной работе.

Как видите, у отметки много функций, поэтому необходимость ее очевидна. В начале обучения по существу педагог работает «в паре» с учеником, «ведущим в связке». На долю «ведомого» приходится лишь часть работы. Участие ученика минимально. Оценка, в какой бы форме она не выражалась, приучает к самостоятельной работе, способствует тому, чтобы учение стало осознанным целенаправленным процессом.

Можно ли безболезненно заменить балльную систему другими способами оценивания?

Еще в 1918 году в России было отменено балльное оценивание знаний учеников. Через десять лет негативные последствия дали о себе знать, и оценки пришлось вернуть. Главное отличие отметок от других форм оценивания ‒ в их ясности, конкретности. Проблема не в том, чтобы избежать отметок как якобы травмирующего психику фактора, а в том, чтобы применять этот инструмент правильно. Один и тот же инструмент может принести и пользу, и вред, в зависимости от того, в чьих руках он находится.

Альтернативные способы оценивания требуют, как правило, значительных затрат дефицитного времени на уроке, и учителю приходится выбирать: либо больше внимания уделить обсуждению успехов школьников в ущерб другим видам работы, либо ограничиться формальным «хорошо», «удовлетворительно». В этом случае у ученика складывается ощущение, что преподаватель невнимательно отнесся к проверке или вовсе не проверял его труд. Такая ситуация скорее вызовет стресс, чем двойка.

Ребенку 6-7 лет трудно сразу привыкнуть к школьной дисциплине. Проблему частично решает отказ от отметок на первом году обучения. При этом оценивание происходит в игровой форме (наклейки, смайлики) и имеет характер поощрения. Однако не следует чересчур продлевать этот период, ведь само осознание того факта, что твою работу оценивают "взрослыми" методами, необходимо ребенку для самоутверждения и развивает у него чувство ответственности.

Выводы 

  1. Нужны и применимы разные методы оценивания.
  2. Отметка необходима, хотя ее применение требует осторожности и умения. Важно, чтобы учитель рассматривал отметку не как кнут, а как способ помочь школьнику сознательно оценить результаты своей учебной работы.
  3. В первом классе отказ от оценок позволяет не так болезненно осуществить переход в более «взрослый» период жизни. Важно не засидеться на этом этапе.

Поделиться

Ссылки по теме:

Читайте также

Комментарии

Оставить комментарий

Необходимо авторизоваться!