Адаптация пятиклассников в условиях средней школы

Начало учебы в среднем звене для пятиклассников – очень сложный период. Это своеобразная ломка приоритетов, ведь в начальной школе учащиеся обучались у одного учителя, который был для них всем и мнение его было непререкаемо. В пятом классе, что необычайно сложно для пятиклассников, появляется много учителей, и ребенок сразу оказывается в растерянности – каждый из учителей требователен по-своему, каждый отличается особенностями темперамента, и оказывается довольно нелегко к этому привыкнуть.

С какими трудностями сталкиваются пятиклассники?

  • Новые учителя со своими требованиями;
  • Новые правила обучения и изменившийся режим;
  • Увеличение количества уроков, кабинетная система, предусматривающая переход из класса в класс;
  • Увеличивается темп работы, возрастает объем работы как на уроке, так и дома;
  • Большая самостоятельность в учебе на занятиях и дома.

Разумеется, сразу пятиклассник оказывается психологически не готов к такому темпу работы, отсюда и возникают проблемы. Это невнимательность на уроках, когда ребенок прослушал что-то важное, а спросить у мало знакомого учителя постеснялся; рассеянность во время перемены – заигрался с ребятами и опоздал на урок, а учитель, посчитав это нарушением дисциплины, написал в дневник замечание; - вот так и возникают нервные сбои и причем не только у школьников, но и у родителей. Родители порой тоже не готовы к выкрутасам своих чад-пятиклассников, которые были паиньками в начальной школе, а тут вдруг начинают прогуливать уроки и не выполняют домашние задания. С чем это все может быть связано? Конечно же, с адаптацией.

Как должны вести себя родители в этот период?

  1. Во-первых, родители должны быть предельно внимательны и на начальном этапе обучения в пятом классе проверять ребенка во всем, но лучше это делать не навязчиво, а в процессе ежедневной беседы о том, как прошел день.
  2. Во-вторых, выслушать все «за» и «против» новоиспеченного пятиклассника, прислушаться и при необходимости прийти в школу или побеседовать с классным руководителем.
  3. В-третьих, психологически постоянно готовить ребенка к тому, что на протяжении всей жизни будут трудности и их всегда придется преодолевать, а пятый класс – это всего лишь начало немного изменившейся жизни школьника.

Как быть, если у ребенка-пятиклассника пропало всякое желание посещать школу?

Такое негативное состояние может быть вызвано массой причин, которые родителям необходимо выяснить. Это могут быть жалобы на одноклассников, на несправедливых учителей, на шум, на конфликты со сверстниками. Главное для родителей – не рубить сплеча, вставая на защиту своего чада, а постараться выяснить все причины, которые вызвали это негативное состояние ребенка. Выяснить эти причины поможет классный руководитель пятиклассника, родители одноклассников и сами ребята, это в случае, если школьник их скрывает или доносит до вас необъективно.

Следует помнить, что лишь объективный подход к любому конфликту поможет разрешить все проблемы.

Адаптационный период пятиклассников длится около полугода, хотя некоторые привыкают быстро и к концу первой четверти уже чувствуют себя в своей тарелке. Однако другие едва-едва свыкаются со всеми новшествами лишь к концу первого полугодия, иногда и дольше.

Именно в адаптационный период пятиклассники становятся более тревожными или, наоборот, чересчур суетливыми, шумными. Это влияет на работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, можно наблюдать нарушение сна, аппетита. Такие нарушения свойственны приблизительно 80% пятиклассников, поэтому в начале пятого класса к ним нужно быть особо внимательными.

Поделиться

Ссылки по теме:

Читайте также

Комментарии

Оставить комментарий

Необходимо авторизоваться!