"Зеркальный" метод или готовим молодых педагогов

Учащиеся педагогических факультетов должны проходить практику в школах. Это хорошая проверка на профпригодность, кроме того, умение составлять план занятия, находить подход к детям и "держать" аудиторию на протяжении всех 45 минут - талант, которым можно овладеть, но только не в теории. После практики студенты могут определить для себя основные направления, в которых им нужно работать над собой. Однако на практику студентов отправляют уже на "выпускных" курсах, тогда как все остальное время приходится довольствоваться чистой абстракцией: "я-учитель". Чтоб перенести положительный эффект практических занятий в студенческую аудиторию, преподаватели ВУЗов могут применять "зеркальный" метод уже со второго курса.

В чем суть "зеркального" метода?

Попадая в школу, студент, бывший школьник сам, видит себя как бы со стороны, находясь по ту сторону учительского стола, по ту сторона "зазеркалья": с этой точки обзор совсем другой, не так ли? Самая главная задача метода - добиться полного "погружения" студента в рабочую ситуацию, пускай и созданную искусственно. Только так можно получить реальные навыки преподавания, которые, как известно, приходят с опытом, и слабо связаны с любыми теоретическими выкладками. Метод можно реализовывать по-разному: об этих видах реализации мы и поговорим дальше. 

Виды методических заданий

 

  1. Студент должен составить тестирование для своей группы по пройденному материалу, а потом сам собрать работы, выставить оценки и, что важно, провести анализ ошибок. Это прекрасный способ выявить слабые места учебного коллектива в целом и каждого учащегося - в частности.
  2. Студент должен выступить с докладом перед своими одногруппниками. Это должно быть не бездумное зачитывание материала, а "работа с аудиторией" после доклада. Такие задания приучают будущих педагогов к публичности (неотъемлемой части работы любого учителя) и умению вести конструктивный диалог.
  3. Студент должен провести социальный опрос. Для этого можно подготовить карточки с текстом и изображениями, среди которых остальные студенты должны будут отметить те, которые им импонируют больше остальных. На основании результатов такого опроса студент конструирует психологический портрет каждого своего "подопечного". Для чистоты эксперимента рекомендуется проводить подобные опросы не в своей группе, а в другой, чтобы избежать предвзятости.
  4. Преподаватель дает новую тему студентам, предлагая им несколько источников и сборник упражнений для закрепления. Задача - выбрать самостоятельно источники и упражнения, составив список в той последовательности, в которой их следует выполнять. Это нужно для того чтобы будущий учитель умел составлять план урока не по "указке", продиктованной старшими поколениями, а думая своей головой.

 

Что тренируют упражнения зеркального метода?

  • умение работать с коллективом в роли лидера и направляющего;
  • умение систематизировать информацию и интерпретировать ее максимально понятно для окружающих;
  • навыки "обратной связи", когда учитель всегда идет на контакт с учеником;
  • понимание того, что учитель далеко не всегда прав

Есть и другие упражнения, которые позволят подготовить будущих педагогов к профессиональной деятельности - в статье рассмотрены лишь основные из них. Главное - использовать из своевременно и грамотно: тогда результат будет очевиден.

Поделиться

Ссылки по теме:

Читайте также

Комментарии

Оставить комментарий

Необходимо авторизоваться!