Классика сюжетно-ролевых игр. Часть 2. Игры в поездки

Классические игры с использованием игрушечных транспортных средств можно объединить в три группы:

  • игры с "личным транспортом";
  • игры с коллективным конструированием и совместным использованием общего транспортного средства;
  • режиссерские игры с использованием транспорта для игрушек.

Сюжеты и роли в этих играх помогают детям освоить нормы отношений людей, правила поведения в различных поездках, обогащают представления об окружающем мире.

Конь и его всадник

– Но! – сказали мы лошадке

И помчались без оглядки.

Вьётся грива на ветру.

Вот и дом. Лошадка, тпру!

(В. Берестов)

Обладание собственным, хоть и игрушечным, транспортным средством – лошадкой, машиной или лодкой, в которой можно поместиться, дает ребенку переживание невероятной свободы.

Особенно ценным является опыт владения лошадкой - живым товарищем, который не только перевозит всадника, но и обладает всеми потребностями и качествами живого существа. Среди лошадок - коней-качалок, на колесиках, на палочке, - стоит отметить универсальное значение последних для приобретения ребенком опыта освоения пространства. Лошадка на палочке не ограничивает движения, побуждает двигаться быстро, вприпрыжку. Ощущения ребенка, оседлавшего игрушечного коня, точно передает герой сказки А.Погорельского "Черная курица", который был потрясен тем, как быстро помчал его конек. Такая игрушка вмиг преобразует мир вокруг мальчика, а в наше время и девочки, если она проявила интерес к лошадке. Бесцельное брожение по дому превращается в преодоление просторов степей, горных перевалов, брод через реки. Из комнаты в кухню движется не маленький шалун, а всадник - индеец, воин или охотник.

Интересно наблюдать, а при необходимости, подать игровой пример того, как всадник относится к коню. Причесывает, украшает, кормит, укладывает спать, обращается бережно и приобретает преданного друга. 

Совместное с ребенком изготовление лошадки на палочке повышает ее ценность для ребенка, а родители могут удовлетворить свои дизайнерские амбиции, творчески провести время с ребенком.

С лошадкой можно играть в одиночку или вместе с другими, такими же всадниками. 

Мы путешествуем по миру

Рубик в гости нас зовет.

Он построил самолет.

На ковре перед столом

У него аэродром.

Он сейчас в Москву летит

И ребятам говорит:

- Станьте в ряд и не шумите

И билеты предъявите!

(С. Капутикян "В Москву", 1951)

Для развития воображения, познания, общения детей хорошо подходят классические игры в группе с конструированием общего транспортного средства, определением цели и маршрута, распределением ролей, совместным сюжетосложением. Стихотворение С.Капутикян, при всей незатейливости и некоторой идеологической окраске, точно передает суть и этапы игры в общее путешествие.

Создание из подручных средств повозки или машины, самолета, теплохода, космического корабля - одна из полезнейших забав. В детских садах есть легкие трансформируемые модули, но опыт преобразования домашнего, более уникального, пространства также необходим. Замечательно, если родители инициируют такую игру или приглашают более старших детей поиграть в путешествие с их малышом. Использование предметов в необычных функциях, непривычные сочетания привычных вещей, разворот, встраивание, опрокидывание приводят к ошеломляющему ребенка результату - появлению самолета, автобуса, парусника, в который игрокам можно войти и начать путешествие. Этот опыт стремительно развивает креативность всех участников.

Сюжеты и роли

Сюжеты и роли (водителей, пассажиров, ученых, врачей и пр.) позволяют проиграть все типичные ситуации поездок.

Все дети должны получить возможность постоять у штурвала, порулить (возможность, но не навязывание). С этим бывают трудности, т.к. иногда за кем-то из детей (часто это девочки) закрепляется амплуа капитана (шофера, пилота) и он не соглашается отдать эту роль другим. Безобидно отстранить от командования ребенка, который всегда рулит, помогает предложение новой роли, очень привлекательной и необычной. Лидер захочет попробовать.

Есть дети, которые всегда в стороне от командования, сами отказываются от штурвала. Органично предложить роль ребенку поможет сама игра - "пилот ранен и его надо заменить", "надо отправить еще один корабль".

Подобно тому, как для мальчиков необходимо участие в играх с куклами, чтобы получить опыт заботы о беззащитном существе, девочкам нужны игры с транспортными средствами, где они могут освоить ситуации власти и подчинения, ответственности, принятия решений.

Современные мультимедийные технологии позволяют сопровождать игру, отображать картинки мест, мимо которых проезжают игроки (море, лес, космос). Главное, не разрушить игру, не превратить ее в викторину или расспрос.

Куда едут поезда

Машинист в фуражке

Сигналит Черепашке:

Ваш вагон сегодня пятый,

С вами едет Кот усатый.

(В. Степанов)

Игрушечные железные дороги, наборы машин, конструкторы позволяют разворачивать масштабные режиссерские игры с мелкими игрушками. Старшие дошкольники создают макеты и разыгрывают сложные сюжеты. Важно, кто, кого или что и куда, кому доставляет на игрушечном транспорте. Материалы для строительства города? Айболита и лекарства больным животным в Африку? Один из самых трогательных сюжетов, который мы видели в тематическую неделю Победы, - "Дорога жизни".

Так, играя, дети выбирают и свои жизненные пути.

Поделиться

Ссылки по теме:

Читайте также

Комментарии

Оставить комментарий

Необходимо авторизоваться!